Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Деньги сразу: как изменится ОСАГО в 2023 году

Дорожное движение в Москве
Изменения в ОСАГО серьезно повлияют на жизнь автолюбителей

1 июля 2023 года «автогражданке» исполнилось 20 лет. Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев в ходе пресс-конференции анонсировал изменения в ОСАГО, которые ожидаются в 2023 году. Какие преимущества у заключения договоров через «Госуслуги», насколько подорожает полис и увеличится ли максимальная сумма выплаты? Об этом – в материале «ФедералПресс».

Когда в России появилось ОСАГО

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) появился 1 июля 2003 года. С этого дня все автовладельцы, передвигающиеся по дорогам общего пользования, обязаны покупать страховой полис. Стоит помнить, что ОСАГО – это страхование именно своей ответственности, а не автомобиля. Человек, который покупает страховку, защищает автомобиль другого участника дорожного движения от своей ошибки.

Введение обязательного автострахования позволило снизить уровень аварийности и уменьшить количество случаев автомобильного мошенничества на дорогах общего пользования.

Впоследствии закон об ОСАГО неоднократно изменялся и дополнялся. Первое крупное изменение законодательства состоялось в 2009 году, когда автолюбители получили возможность выбирать между денежной выплатой и прямым возмещением ущерба – ремонтом. С 2014 года эта практика стала безальтернативной. Теперь можно лишь ремонтировать свой автомобиль за счет страховых средств. Также в 2009-м стало возможным оформление ДТП по европротоколу без привлечения сотрудников ГИБДД. В 2014 году была увеличена максимальная сумма выплаты по ОСАГО – с 120 до 400 тысяч рублей, в 2015-м – введен электронный полис ОСАГО, а в 2019 году появилась возможность оформления ДТП с помощью мобильного приложения.

Зачем нужно электронное урегулирование ОСАГО

Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев в ходе пресс-конференции, посвященной 20-летию ОСАГО в России, анонсировал нововведения, которые появятся в системе уже в этом году.

С 15 июля автомобилисты смогут урегулировать вопросы со страховой компанией в электронной форме через портал «Госуслуги» в отведенный законом об ОСАГО 20-дневный срок.

«На первом этапе это будет добровольная опция для потребителей и страховщиков, при этом на портале «Госуслуги» она становится обязательной. Человеку достаточно сделать фотофиксацию, на основании нее будет сделана экспертиза и сразу получены деньги. Процесс с электронным регулированием – эта та опция, которой мы будем уделять серьезное внимание», – сказал Уфимцев.

Что такое краткосрочные полисы ОСАГО

Еще одно нововведение – введение краткосрочных полисов ОСАГО. В настоящее время невозможно купить страховой полис со сроком действия меньше года. При оформлении страховки у клиента есть возможность заключить годовой договор и выбрать ограниченный период использования автомобиля от трех и более месяцев. Новый порядок оформления полисов ОСАГО может быть доступен с осени 2023 года.

«Вторая важная вещь, к которой мы готовимся, – это возможный переход на более краткосрочные полисы ОСАГО. Сейчас есть годовой договор ОСАГО и в нем предусмотрены периоды. У граждан в силу определенных причин есть потребность в более коротких сроках страхования. Есть инициатива депутатов, чтобы можно было заключать договор на более короткий период, РСА поддерживает эту инициативу», – добавил глава РСА.

По его словам, опция с переходом на короткие полисы появится в ближайшее время.

В Российском союзе автостраховщиков прокомментировали инициативу по заключению месячных страховых договоров.

«Предполагается, что месячные договоры ОСАГО станут одним из способов улучшения ситуации со страхованием по ОСАГО такси. Многие таксисты говорят, что их работа обусловлена не годичными интервалами, а более короткими периодами. Поэтому с ЦБ обсуждаются изменения в закон, которые позволят заключать такой договор на месяц. Страховщики тоже поддержали инициативу», – сообщили в РСА.

Краткосрочный полис вряд ли будет совсем дешевым, однако он позволит правильно распределять затраты пользователям.

«Такая возможность будет доступна и гражданам, однако вряд ли станет пользоваться спросом. Стоимость месячного полиса окажется выше, чем 1/12 от годового ОСАГО. Однако таксистам это позволит распределить затраты по мере заработка и будет выгодно тем, кто работает сезонно и ездит по три-четыре месяца в год. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму», – добавили в организации.

В чем преимущество индивидуальных тарифов ОСАГО

РСА продолжает работу над индивидуализацией тарифов автострахования. Эта опция позволяет делать страховку дешевле для аккуратных водителей и дороже – для лихачей.

«Индивидуализация тарифов – очень важная вещь. Сейчас тарифы ограничены определенными границами коридора и для отдельных категорий убыточных клиентов они не позволяют поставить высокий, справедливый тариф. Для отдельных добросовестных категорий нет возможности его снизить, потому что добросовестный автовладелец, по сути, доплачивает за «плохого» владельца. Вектор индивидуализации тарифов будет продолжен», – подчеркнул президент союза автостраховщиков.

Как увеличатся выплаты за причинение вреда жизни и здоровью

Глава РСА видит необходимость в увеличении выплат за причинение вреда жизни и здоровью при ДТП.

«Задача ближайшего времени – это увеличение выплат по жизни и здоровью. В законе о такси лимиты выплат существенно увеличены. Те лимиты в 500 тысяч, которые есть в законе об ОСАГО, требуют трансформации. Я думаю, это произойдет», – сказал он.

Что ждет автолюбителей в 2024 году

Евгений Уфимцев поделился планами и на 2024 год. Он заявил, что информационная система РСА в следующем году перейдет под контроль дочерней структуры Банка России.

«Через год информационная система РСА перейдет в дочернюю структуру Банка России и новое юридическое лицо будет осуществлять контроль за информационной системой. Контроль за данными, за заключением договоров будет осуществляться со стороны Центрального банка. Я думаю, надежность системы для потребителя увеличится», – заключил глава организации.

Увеличится ли максимальная сумма выплат по ОСАГО

Начиная с 2020 года, стоимость автомобилей на рынке кратно выросла. В связи с этим максимальной выплаты по ОСАГО в размере 400 тысяч при утрате автомобиля перестало хватать. Главный редактор «За рулем», автоэксперт Максим Кадаков в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» заявил о необходимости увеличения страховой суммы.

«Сейчас, как нам говорят представители страховых компаний, средние суммы выплаты превысили 90 тысяч рублей, но их очень часто не хватает на то, чтобы ремонтировать автомобили. Автозапчасти, как мы знаем, подорожали очень сильно на все машины, а на некоторые их вообще не достать. Поэтому, конечно, было бы неплохо увеличить максимальную стоимость возмещения ущерба», – сказал Кадаков.

Он отметил, что в случае увеличения суммы максимальной выплаты по ОСАГО страховой полис неизбежно подорожает.

«Планку не мешало бы поднять. Теоретически это возможно, но практически мы придем к тому, что за это кто-то должен заплатить, как и за повышение максимальной выплаты по ущербу жизни и здоровью. На рынке два игрока – либо страховые компании, либо автомобилисты. Страховые компании, конечно, платить за это не будут. Поэтому если будет повышена планка, то будет дорожать полис. Других вариантов не дано», – заключил эксперт.

В Российском союзе автостраховщиков сообщили, что вопрос увеличения страховой суммы не стоит на повестке дня.

«Вопрос увеличения страховой суммы за причинение вреда имуществу по ОСАГО периодически возникает и обсуждается, но сейчас не стоит на повестке дня. Необходимо учитывать, что при увеличении лимитов придется адекватно повышать тарифы», – заявили в организации.

Будет ли регулироваться деятельность аварийных комиссаров

В РСА прокомментировали ситуацию, связанную с так называемыми «аварийными комиссарами» – сотрудниками частных компаний, которые выезжают на место ДТП и предлагают платные услуги по оформлению документов и юридическому сопровождению. По мнению заместителя исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергея Ефремова, деятельность аварийных комиссаров необходимо законодательно урегулировать.

«Деятельность аварийных комиссаров нуждается в регулировании. Необходимо определить функционал аварийных комиссаров, требования к специалисту, который выполняет этот функционал – на сегодня всего этого нет. Кроме того, потребуется орган (вероятнее всего – Минтранс), который будет регулировать деятельность аварийных комиссаров», – сказал Ефремов.

Он добавил, что в настоящее время деятельность аваркомов не регулируется, поэтому возникает большое количество злоупотреблений на местах.

«На сегодняшний день отсутствие регулирования этой сферы деятельности вызывает огромное количество злоупотреблений со стороны людей, называющих себя аварийными комиссарами и зачастую использующими нервозную обстановку при ДТП для собственного обогащения в ущерб автовладельцу», – подчеркнул эксперт.

Как будут бороться с недобросовестными автоюристами

Еще одна проблема, которая стоит перед законодателями, – деятельность недобросовестных автоюристов. В некоторых случаях попавшим в ДТП автомобилистам «специалисты» после осмотра автомобиля и экспертизы предлагают денежное возмещение ущерба, однако для этого необходимо подписать договор цессии – передачи прав на возмещение со стороны страховой компании организации, к которой принадлежит «автоюрист». Как правило, суммы, которую выплачивают пострадавшим в ДТП такие организации, не хватает даже на половину ремонта.

Сергей Ефремов в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» отметил, что право цессии запретить нельзя, однако можно законодательно ограничить возможность страховой выплаты посредникам.

«Законодательно запретить право цессии невозможно, так как право на нее прописано в Конституции. Однако было бы целесообразно отрегулировать возможность выплаты страхового возмещения по аналогии с тем, как это работает в страховании жизни: страхователь должен получать страховую выплату непосредственно от страховщика, она не должна выплачиваться какому-либо посреднику», – сказал эксперт.

Он напомнил, что передача права требования выплаты третьим лицам абсолютно невыгодна страхователям.

«Это помогло бы исключить возможности злоупотребления, возникающие из-за непонимания страхователей того, в каком объеме и в какие сроки они в реальности могут получить страховое возмещение и позволить им понять, что от передачи права требования «автоюристу» они ничего не выигрывают ни по сумме выплаты, ни по ее срокам», – заключил Ефремов.

Нововведения в ОСАГО в 2023 году

Итак, что ждет российских автолюбителей в ближайшее время:

  • Урегулирование ущерба по ДТП будет доступно полностью в электронном формате, однако возможность оформления бумажных документов тоже останется.
  • Появятся краткосрочные полисы ОСАГО – от одного месяца.
  • Тарифные коридоры ОСАГО будут рассчитываться индивидуально.
  • Выплаты за причинение вреда жизни и здоровью будут увеличены.
  • Максимальная сумма выплат по ОСАГО останется прежней.
  • Деятельность аварийных комиссаров и автоюристов будет регулироваться законодательно.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.