Ночь на 7 июля у славянских народов именуется «Иван Купала». Несмотря на ассоциации этого имени с христианским святым Иоанном Крестителем, праздник уходит корнями в язычество и, по данным ученых, может насчитывать тысячи лет истории. На Ивана Купалу молодежь прыгала через костер и предавалась свободной любви. Какие традиции праздника сохранились до наших дней и чего ждать от магической ночи – читайте в материале «ФедералПресс».
Когда отмечается и как празднуется
История праздника Ивана Купалы насчитывает несколько тысячелетий. Он появился в дохристианскую эпоху и всегда был языческим, хотя впоследствии ему и пытались придать христианский оттенок.
На Руси праздник отмечали в день летнего солнцестояния, когда день по продолжительности равен ночи. Однако со сменой календаря на григорианский время народных гуляний отодвинулось на 7 июля. Это была «ночь свободы, опасности и приключений». По преданиям, вода и огонь обретали магическую силу, люди могли встретиться с духами, населяющими все стихии. Но самое главное – на земле зацветал папоротник, который мог указать путь к несметным сокровищам.
«Иван Купала – это день рождения Иоанна Предтечи, он отстоит на полгода от даты Рождества Иисуса Христа. Известно, что Христос и Иоанн Предтеча были двоюродными братьями. Второе имя Купалы – Иоанн Креститель. Он окунал, то есть крестил Христа. Слово «купала», «купать» появляется в переводах, это и означает крестить», – рассказал о христианском оттенке древнего праздника этнограф из Екатеринбурга.
Однако не стоит забывать, что праздник летнего солнцестояния совпал с днем рождения Иоанна Крестителя с переходом на григорианский календарь. Праздник существовал многим ранее и всегда предполагал использование силы стихий для омовения и очищения. Некоторые исследователи полагают, что Купала – это славянский бог полевых цветов и плодов, ведь многие из них как раз и имеют вид купола. Имя Иван прибавилось к названию праздника после крещения Руси.
Ночь свободы
На Ивана Купалу славянин отпускал все свои желания, включая плотские, а также жажду обогащения. Это была небольшая передышка от тяжкой работы, непростого быта. Устраивались народные гуляния, водились хороводы, складывались новые пары и семьи. Молодые люди могли открыто проявлять свои симпатии, причем общественное осуждение порицалось.
«В этот день девушка имела право гулять с любым молодым человеком, даже если у нее уже был кто-то. Некоторые исследователи уверяют, что такое поведение имело педагогический характер: «Будешь плохо относится к девушке – она устроит тебе нервотрепку на день Ивана Купалы». На вечерках девушка имела право общаться и кокетничать с тем, с кем хочет. Никто не имел права ей что-то сказать. Однако приличные и хорошие девочки гуляли только со своими парнями», – описывают традиции праздники этнографы.
Некоторые исследователи славянских традиций уверяют, что ночь летнего солнцестояния становилась для молодых людей временем настоящей свободы, когда не порицались никакие связи. Причем интимные контакты могли происходить не только между людьми. Человеческая раса могла заняться любовными утехами и с нечистью, хотя это было опасно и могло привести к гибели.
«Старогреческая традиция говорит нам о розалиях – это привычные нам русалии, русалки. Сказания о них пришли из Византии. Не спать всю ночь, прыгать через костры – то, что пришло из Греции», – говорит уральский этнограф.
Между тем именно огонь мог, по мнению наших предков, очистить все грехи, которые были совершены этой ночью, а также укреплял здоровье, давал красоту, рассеивал морок ночи.
Исследователь отметил, что праздник Ивана Купалы сильно мифологизирован, большинство сведений не подтверждается этнографическими экспедициями, которые проводились на Среднем Урале. В действительности с приходом христианства все стало скромно и целомудренно.
Стремление к богатству – самая сильная традиция
«Поиск цветов папоротника, который по легенде цветет в эту ночь, является самым распространенным и устойчивым сюжетом. В фольклоре есть сведения о том, что он раскрывает и помогает искать клады. Но тайные клады, как правило, связаны с нечистой силой. Герой этот клад крадет, после чего имеет дело с нечистой силой», – рассказывает об устойчивом сюжете уральский этнограф.
Этнограф отметил, что за время своего существования праздник Ивана Купалы оброс всевозможными мифами. Кроме того, в советский период традиции его проведения были практически утрачены. Сейчас можно говорить о реконструкции древнего праздника. Так, на Среднем Урале существуют общины «новоязычников», которые активно отмечают в том числе и праздник Ивана Купалы.
Изображения сгенерированы нейросетью Kandinsky 2.1