Приволжье находится в остром демографическом кризисе: в последние годы в регионах ПФО на свет появляется все меньше детей. Сразу несколько территорий округа – в числе худших в России по уровню рождаемости. По оценкам федерального правительства, подавляющее большинство приволжских регионов входят в самые сложные с точки зрения демографии кластеры. Это следует из доклада вице-премьера Татьяны Голиковой на июльском заседании Совета Федерации. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В проблемных кластерах
Как рассказала сенаторам Татьяна Голикова, федеральное правительство провело исследование, чтобы оценить российские регионы по уровню рождаемости и потенциалу его увеличения. Для этого использовали различные демографические данные Росстата. Среди них – собственно показатели уровня рождаемости, а также доля женщин детородного возраста, возраст первых рождений, возрастная структура населения, структура семей по количеству детей и число абортов.
В результате всю страну условно разделили на восемь кластеров: «Кавказ», «Сибирские регионы роста», «Регионы ресурсной стабильности», «Столичные агломерации», «Уральская и зауральская Россия», «Поволжье», «Юг России» и «Демографическая зима». Последовательность кластеров в данном списке указана в плане ухудшения ситуации с рождаемостью.
«По каждому кластеру проанализировали демографический и социально-экономический потенциал, оценили репродуктивные установки. Выяснили, что для увеличения рождаемости наиболее сложными являются три кластера с наименьшим суммарным коэффициентом рождаемости: «Демографическая зима», «Юг России» и «Поволжье», – отметила Голикова.
Примечательно, что подавляющее большинство приволжских регионов как раз представляет эти проблемные кластеры. Самый неутешительный вывод правительства касается группы «Демографическая зима». В нее входят 30 регионов, включая пять из ПФО – Мордовию, Кировскую, Нижегородскую, Саратовскую и Ульяновскую области. В целом, суммарный коэффициент рождаемости (сколько в среднем детей рожает одна женщина фертильного возраста) для этого кластера составляет 1,2 и ниже. А заключение Правительства РФ для этой группы регионов звучит так: наименьший потенциал для восстановления рождаемости, поэтому требуются усиленные меры поддержки.
Кластер «Поволжье», что логично, полностью состоит из семи регионов ПФО – Башкирии, Марий Эл, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Пензенской и Самарской областей. Суммарный коэффициент рождаемости в этих регионах тоже совсем невысок – ниже 1,4. Чуть выше этот показатель (1,5) в группе «Уральская и зауральская Россия», в которую в числе 21 региона входят Пермский край и Оренбургская область. Ситуацию в этом кластере и «Поволжье» федеральные власти оценивают одинаково: есть потенциал для роста рождаемости при адресных мерах поддержки.
Для сравнения, лидируют в России регионы из кластера «Кавказ», где суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,75 и выше. Показатель занимающих второе место «Сибирских регионов роста» равен 1,6–1,7.
«В этих двух кластерах введенные демографические меры оказали наибольший эффект», – рассказала Голикова.
Отметим, что для сохранения численности населения на одном уровне суммарный коэффициент рождаемости должен быть на уровне примерно 2,1 рождений на женщину в течение жизни.
Что мешает женщинам рожать?
В Совете Федерации вице-премьер привела данные лучших и худших территорий страны по общему коэффициенту рождаемости (соотношение появившихся на свет младенцев на тысячу жителей). Ни один регион Приволжья по итогам 2022 года не вошел в топ-10. Здесь места ожидаемо заняли кавказские и сибирские республики, а также ЯНАО и Тюменская область. А вот в числе худших – сразу три представителя ПФО. Предпоследнее место в России заняла Мордовия, где коэффициент рождаемости составил 6 промилле. Немногим лучше ситуация обстоит в Пензенской (6,7) и Саратовской (6,8) областях.
По словам Голиковой, на воспроизводстве населения России в последние годы сказываются демографические особенности 1990-х годов: они привели к серьезному сокращению количества женщин репродуктивного возраста – на 4,6 млн, или на 39 %. Хотя с 2015 по 2021 годы число абортов в стране уменьшилось практически на 40 %, каждый год фиксируется почти 500 тысяч случаев прерывания беременности.
«Трети этих абортов можно было бы избежать, если проводить адресную работу с женщинами, выявлять причины, побуждающие к прерыванию беременности, и воздействовать на них», – выразила уверенность зампред Правительства РФ.
Она также сообщила, что для каждой возрастной группы сформировали портреты женщин, желающих иметь детей, но которые по каким-то причинам отказываются от их рождения.
«По данным переписи выявили категории женщин, среди которых возможно обеспечить рост рождаемости. Это 4,5 млн женщин, которые сегодня не имеют детей, и почти столько же (4,3 млн. – Авт.), воспитывающих только одного ребенка. Таким образом, максимально это почти 9 млн потенциальных рождений на ближайшие три года», – подчеркнула Голикова.
Затем вице-премьер остановилась на препятствиях и ограничениях, которые мешают россиянкам решиться на рождение детей.
«Для молодых женщин до 24 лет – это отсутствие семьи, жилья и постоянного дохода. Для россиянок в возрасте 25–34 лет главными ограничениями даже при наличии семьи выступают отсутствие собственного жилья и вопросы доходов. После 30 лет многие не решаются рожать, потому что боятся ухудшения своего здоровья», – такие причины обозначила Голикова.
Она сообщила сенаторам, что Правительство РФ собирается запустить пилотный проект, чтобы отработать механизмы и мероприятия по повышению рождаемости, которые смогут дать наилучший эффект. Для начала его планируют обкатать в трех регионах.
«Они представляют три наиболее сложных по демографической ситуации кластера. Цель проекта – создание благоприятной среды для проживания», – пояснила Татьяна Голикова.
Ранее «ФедералПресс» писал, что в Башкирии иностранцам запретят пользоваться услугами суррогатных матерей. Также «ФедералПресс» рассказывал о том, как в России устроена сфера суррогатного материнства.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, ФедералПресс / Александр Переверзев; инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова