Top.Mail.Ru
Общество
Пермский край
0

Матка напрокат: как устроена сфера суррогатного материнства в России

Мама с малышом
Для многих бесплодных пар пренатальные няни – последний шанс завести своего ребенка

В конце ноября в мире традиционно отмечают День матери. Однако немало российских пар (по некоторым данным, каждая шестая) испытывают трудности с деторождением. Кому-то из них удается вылечиться от бесплодия, другие находят спасение в ЭКО. Для третьих при наличии финансовой возможности единственным шансом остается суррогатное материнство. Отношение к нему в российском обществе и на государственном уровне неоднозначное. Так, в декабре в Госдуме рассмотрят законопроект о запрете суррогатного материнства для иностранцев. Кто чаще всего прибегает к услугам суррогатных матерей? Как устроена эта сфера в России? Кто обычно идет в суррогатные матери и какие к ним предъявляют требования? Эти и другие вопросы «ФедералПресс» обсудил с агентом по подбору суррогатных матерей из Перми Андреем Родиным.

Кому разрешается прибегнуть к суррогатному материнству

Андрей, в чем суть услуги суррогатного материнства? Кто может ей воспользоваться?

— Суррогатное материнство или заместительное вынашивание – это технология лечения бесплодия. По закону, ей могут воспользоваться семейные пары или одинокие женщины, когда они не могут самостоятельно зачать и выносить ребенка. Данная процедура почти полностью схожа с ЭКО. У пары так же берут биоматериал, культивируют эмбрион. Но если в обычном ЭКО его переносят женщине, у которой взяли яйцеклетку, то здесь переносят суррогатной матери или, как мы ее еще называем, пренатальной няне. Суррогатное материнство направлено на то, чтобы пара смогла зачать и родить генетически своего ребенка.

Эта процедура регулируется законом. В приказе российского Минздрава № 803н прописаны требования, условия и показания, при которых допускается ее проведение. Например, услугой суррогатного материнства могут воспользоваться женщины, которые перенесли не менее трех собственных ЭКО, но так и не смогли зачать ребенка. Показания могут быть разными: у кого-то удалили матку после аварии, кто-то с рождения имеет патологию, которая привела к бесплодию. Только врач принимает решение о том, имеет женщина право на данную процедуру или нет.

Также в упомянутом приказе Минздрава четко прописан перечень обследований, который должна пройти потенциальная суррогатная мать.

И какие требования предъявляются к женщине, которая хочет стать суррогатной мамой?

— Когда женщина обращается к нам с таким желанием или мы сами находим кандидатку, то сначала обязательно беседуем с ней. Узнаем, кто она и чем живет, проводим небольшой психологический анализ. Выясняем, понимает ли она, что ее ждет. Если убеждаемся, что женщина готова психологически стать суррогатной мамой, тогда отправляем ее на медобследование. В приказе Минздрава РФ, как уже сказал, указан полный перечень процедур, которые она должна пройти. Это и сбор стандартных справок (психиатра, нарколога и т.д.), и целый спектр разных анализов. Как правило, сейчас врачи назначают потенциальным суррогатным матерям дополнительные процедуры и анализы, которые не прописаны в данном приказе.

Зачем?

— Чтобы быть максимально уверенными в том, что суррогатная мать полностью здорова и снизить риски осложнений у нее и будущего ребенка. Потому как цена ошибки очень высока. Это утрата эмбриона, а часто он бывает только один и возможности культивации нового может не быть. Как следствие, это потеря и серьезных денег биородителей и, самое главное, времени. Программы суррогатного материнства очень недешевые. Опять-таки никто не хочет, чтобы самой суррогатной маме нанесли какой-то вред. Все нацелены на то, чтобы она сохранила здоровье после беременности, которая сама по себе сильно выматывает организм. Поэтому кандидаток проверяют тщательно, как космонавтов, чтобы ничего не упустить.

Что требуют биородители от суррогатных мам

Итак, потенциальная мама здорова, как космонавт. Что дальше?

— Важно уточнить, что перед началом работы с ней заключается договор, в котором прописываются все нюансы и возможные последствия, а также компенсации. Они полагаются, например, при кесаревом сечении, удалении матки (такое случается крайне редко) и других осложнениях, которые возможны при любой беременности.

После успешного медобследования организм будущей суррогатной мамы нужно подготовить к беременности. Для этого она проходит курс гормональных препаратов, чтобы в матке вырос эндометрий, к которому потом прикрепляется эмбрион. Если раньше это были достаточно агрессивные препараты, то сейчас они довольно мягкие и безопасные.

Все это время ее наблюдает врач. Когда эндометрий готов, назначается перенос эмбриона. Сама процедура обычно проходит быстро: врач в течение 30 минут переносит эмбрион. Через 10–12 дней делают анализ ХГЧ, чтобы посмотреть, наступила беременность или нет.

Беременность у суррогатных матерей протекает так же, как и у обычных?

— В принципе, да. Но надо понимать, что из-за отсутствия генетической связи у суррогатной мамы и будущего малыша беременность может протекать сложнее. Хотя тут все индивидуально. Как и в случае с обычными мамами, у одних беременность протекает легко, у других – тяжелее, например, с сильными токсикозами.

Во время беременности врачи за суррогатными матерями наблюдают гораздо тщательнее. Женщины регулярно сдают различные анализы, проходят УЗИ и скрининги. При обычной беременности столько анализов не делают. Суррогатных мам также проверяют на вредные привычки. Многие биологические родители строго следят, чтобы мама, вынашивающая их ребенка, соблюдала все требования, которые обговорили в договоре.

Что обычно требуют биородители?

— Чаще всего это здоровый образ жизни, отсутствие стрессов, чтобы женщина не поднимала тяжести. Некоторые биородители хотят, чтобы суррогатная мама жила с ними в одной квартире. Кто-то готов предоставить отдельную квартиру, чтобы женщина в период беременности жила с детьми отдельно от мужа. Понятно, что не каждая девушка на это согласится.

Был случай, когда генетические родители просили пренатальную няню во время беременности слушать только классическую музыку. Но это исключение. Обычно требования стандартные.

Суррогатная мама должна быть абсолютно здоровой. А какие возрастные ограничения существуют для кандидаток?

— По закону, у нее обязательно сначала должен быть свой ребенок. Возраст кандидатки – от 20 до 35 лет. За рубежом, кстати, существуют программы, где берут женщин до 40 лет. Например, в Грузии, Армении, на Кипре. Поэтому россиянки постарше, которые хотят стать суррогатными мамами, порой едут в эти страны.

Сколько раз женщина может стать суррогатной матерью?

— Законодательно это никак не ограничено. Но, как правило, большинство врачей сейчас берут в программу девушек, у которой было не больше трех-четырех родов, включая своего ребенка. Раньше встречались случаи, когда женщины начинали свой путь в сурматеринстве рано – с 20–22 лет. И могли родить по 6–7 раз. Сейчас такое вряд ли возможно.

Пренатальная няня родила ребенка. Что дальше?

— После родов ребенка сразу передают биородителям. Как правило, роженице его не дают даже на руках подержать, чтобы не возникало никакой связи с малышом и привыкания к нему. Затем суррогатная мама подписывает документы на передачу родительских прав генетическим родителям. И в свидетельстве о рождении малыша будут вписаны его биологические мама и папа. Все это заранее оговаривается в контракте.

Сколько тратят биородители на суррогатное материнство

Кто обычно пользуются услугой суррогатного материнства?

— Чаще всего это представители среднего класса. 70–80 % из них мы можем встретить в своем подъезде или в соседней машине, стоя в пробке. Это может быть директор небольшого предприятия, руководитель какого-нибудь отдела в крупной компании. Но отнюдь не олигархи и не звезды. Вполне обычные люди, которые имеют достаток чуть выше среднего. Знаю случаи, когда биородители продавали машину или квартиру, брали кредиты, чтобы найти средства на программу суррогатного материнства. Как понимаете, это дорогая процедура.

Кстати, да, какова цена вопроса?

— Полностью программа «под ключ» может стоить, как квартира. Для Перми нижний предел начинается от двух миллионов рублей. Есть примеры, когда в нашем городе биологические родители потратили 3,5 млн рублей. В Москве программы могут стартовать от четырех миллионов и достигать баснословных сумм. Здесь все зависит от требований и желаний генетических родителей. Помимо гонорара суррогатной матери на плечи биородителей ложатся ежемесячные выплаты ей (в Перми в среднем это 20–30 тысяч рублей. – Прим. ред.), затраты на необходимые препараты, анализы и т.д. Понятно, если они хотят, чтобы женщина проживала в отдельной квартире, то оплачивают ее аренду. А если она еще и соглашается жить без своих детей во время беременности, то за это также серьезно доплачивают – до 200 тысяч рублей.

Значительная статья расходов приходится на подготовку биоматериала генетических родителей, его проверку, процедуру ЭКО, оплату работы врачей из частных клиник. Опять-таки комиссионные агентам, которые занимаются организацией значительной части работы. В этом плане биородителей условно можно разделить на две группы. Первая – это клиенты, готовые заплатить агенту-посреднику, который будет заниматься всеми вопросами и сопровождать на протяжении всего процесса. Вторая категория – биородители хотят сами все контролировать либо у них нет финансовой возможности оплачивать работу агентов от и до. Часто к нам обращаются родители, которым просто нужно подобрать кандидатку. У них уже есть заготовленный биоматериал. Но они не знают, где найти пренатальную няню, как с ней общаться, насколько она порядочная. Риски натолкнуться на мошенниц тоже есть. Кому-то надо просто найти девушку, с которой пара будет дальше сама выстраивать отношения. Другим требуется женщина, которая прошла необходимое медобследование и может начинать готовиться к процедуре ЭКО. Ценник за услуги агента в каждом случае разнится.

Кто идет в суррогатные мамы и сколько им платят

Каков социальный портрет женщины, которая становится суррогатной мамой?

— Раньше, в основном, это были женщины из очень малообеспеченных слоев. И среди них могли попадаться кандидатки, имеющие проблемы с алкоголем и другие вредные привычки. Поэтому наблюдался очень большой отсев среди кандидаток. Сейчас портрет потенциальной суррогатной мамочки кардинально поменялся. Это обычные женщины. Половина из них замужем либо живут в гражданском браке. Встречаются случаи, когда, допустим, жена идет в программу и переезжает с детьми в Москву, где ей предоставляют жилье. А муж в это время уезжает на вахту. Через год они воссоединяются и покупают новую квартиру в своем городе: жена получила гонорар, муж заработал на вахте. Практически 80 % суррогатных матерей идут на это ради решения жилищного вопроса: за счет гонорара закрывают ипотеку или часть ее.

Большинство суррогатных матерей сами относительно недавно родили своих детей, многие еще находятся в декретном отпуске. Как правило, возраст их детей составляет от двух до 10 лет. Поэтому они хорошо понимают, что такое беременность, и отдают себе отчет, куда идут. Кстати, некоторые девочки, с которыми работаем, признаются, что им нравится ощущение беременности: они любят вынашивать детей.

Среди пренатальных нянь встречаются девушки, которые занимаются небольшим бизнесом. Например, на дому – парикмахеры, маникюрши, кондитеры. Кто-то идет в суррогатное материнство, чтобы заработать деньги на развитие своего бизнеса. В моей практике пару раз были директора небольших магазинов. Сейчас среди суррогатных матерей все больше женщин с высшим образованием. Раньше преобладали девушки со средним образованием либо вообще без него.

На какой гонорар может рассчитывать суррогатная мама?

— В Перми гонорары небольшие – от 800 тысяч рублей. Примерно такие же расценки в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. В Казани и Уфе это обычно от 900 тысяч до 1,1 млн рублей. Даже в Санкт-Петербурге гонорары примерно на среднероссийском уровне – 1–1,1 млн рублей, реже дают 1,2 млн рублей.

Размер самого максимального гонорара в Перми, про который точно знаю, был 1,1 млн рублей.

Самые высоко оплачиваемые программы, разумеется, в Москве. Гонорары там на порядок выше. По этой причине многие девушки из российских городов едут в столицу. Если в Перми суррогатная мама получит 900 тысяч, то в Москве она может рассчитывать на гонорар в 1,2–1,3 млн рублей. В регионах не готовы платить такие же гонорары, как в столице. У многих биородителей бюджет ограничен: на все про все имеется 1,5–2 млн рублей. Почему еще суррогатные мамы с удовольствием едут в Москву и живут там весь период беременности? Чтобы в будущем избежать кривотолков и вопросов со стороны знакомых, а где же твой малыш. По этой же причине некоторые биологические мамы используют накладной живот для имитации беременности.

Как много в Перми рождается детей от суррогатных матерей?

— Это сложно подсчитать, потому что, как правило, программы анонимные. Ни биородители, ни пренатальные няни по понятным причинам не распространяются об участии в программе заместительного вынашивания. Предполагаю, это около 5–15 случаев в год. Большинство все-таки едут в столицы. Там и выбор шире, и у специалистов наработано больше опыта. Примерно такие же цифры во многих других крупных городах России. За исключением столиц, разумеется. Для понимания, в Москве и Санкт-Петербурге от суррогатных матерей рождается значительно большее количество детей, чем от пренатальных нянь во всей остальной России. В наши столичные города, а также в Новосибирск, где эта сфера очень развита, активно едут иностранцы за данной услугой. Потому как в мире немного стран, где легализовано суррогатное материнство. В основном же, в регионах работают с российскими гражданами.

В нашей стране у суррогатного материнства сложился не самый лучший образ, отношение к нему неоднозначное. Вот и в Госдуме собираются запретить иностранцам пользоваться услугами суррогатных матерей-россиянок.

— Да, часто заместительное вынашивание используют как какую-то страшилку для населения, которое не осведомлено о сути технологии. Поэтому для них суррогатное материнство звучит как что-то страшное и запретное. И этим часто пользуются разного рода популисты. Заместительное вынашивание, как уже говорил, это технология лечения бесплодия, которая регулируется законом. Мало кто знает о том, кто такие биородители и через какие тягости им приходится перед этим пройти! Это годы дорогого безуспешного лечения, множество попыток зачать или родить ребенка самостоятельно. Для большинства биородителей это последний шанс завести долгожданного ребенка. В том числе и для иностранных пар, которые едут в Россию, одну из немногих стран, где с уважением относятся к семейным ценностям, с надеждой, что им тут помогут. И это нужно учитывать, когда речь идет о законодательном регулировании данной сферы. На мой взгляд, здесь важно избежать однобокого подхода и нужно разбираться в теме. Мне кажется, тем же законодателям стоит прислушаться к профессиональному сообществу – специалистам клиник и агентств, врачам, занятым в этой сфере. Многие из них создают профессиональные ассоциации и открыты к диалогу с властями и обществом.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, ФедералПресс / Виктор Вытольский

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.