Top.Mail.Ru
Общество
Калининградская область
0

Сколько «стоила» золотая медаль и поступление в вуз для семьи мальчика-инвалида из Калининграда

ЕГЭ
Настоящим испытанием для семьи Ледовских стал ЕГЭ

История мальчика со спинальной мышечной атрофией, сдавшего ЕГЭ лежа и поступившего в университет, распространилась по Калининградской области, как лесной пожар. Известие, что 16-летний Антон Ледовский поступил в БФУ им. Канта по направлению «Прикладная математика», собрало тысячи лайков в соцсетях. В комментариях подписчики поздравляли Антона, его родителей и восхищались их мужеством и упорством в поединке с образовательной системой. Какой ценой досталась блестящая победа, рассказала «ФедералПресс» мама Антона.

«Классная» жизнь для школьника-инвалида

В семье Ледовских трое детей: старшая дочь и два сына. Серафиме и Антону 18 и 17 лет, младшему скоро восемь.

У Антона спинальная мышечная атрофия. Это наследственное генетическое заболевание неизлечимо и характеризуется развитием прогрессирующей мышечной слабости.

В садик мальчик не ходил. Тогда еще работающей маме помогали няни, и Антон находился на домашнем воспитании. На психолого-медико-педагогической комиссии перед школой специалисты порекомендовали родителям учить мальчика дальше, но с учетом особенностей его здоровья.

Инклюзивное обучение, когда дети-инвалиды интегрированы в обычный образовательный процесс, гладко выглядит лишь на бумаге различных постановлений и нормативных актов. В реальности жизнь таких людей в лучшем случае ограничена стенами домашней квартиры.

«Когда сыну исполнилось шесть лет, старшая дочь пошла в первый класс. К этому времени Антон читал и писал на уровне первоклассника. Мы его отправили в класс предшкольной подготовки, чтобы он мог общаться с другими детьми. Получалось полноценное обучение на уровне нулевого класса», – рассказала Олеся Ледовская.

Со школой повезло. Умный старательный ребенок и энтузиазм его мамы стали катализатором реализации программы «Доступная среда». К началу второго класса, в который перешел Антон, в школе сделали пандусы, приобрели компьютерное оборудование, провели работу с классным руководителем, оборудовали специальный туалет – чтобы можно было пользоваться маленькому мальчику на инвалидной коляске.

Обучение Антона в обычной общеобразовательной школе продолжилось с условием, что мама будет его постоянным ассистентом.

Как мама и сын пережили «школьные годы чудесные»

Первый класс мальчик сдал экстерном – природа наделила его высоким уровнем интеллекта. Единственная проблема – писать из-за атрофирующихся мышц становилось все сложнее. Где возможно – Антон использует компьютер, так как нажимать на кнопки проще.

Со второго класса по первое полугодие восьмого класса Антон учился в школе вместе с мамой. Ей пришлось уйти с работы, чтобы помогать сыну. Финансовое обеспечение многодетной семьи легло на мужа. На уроках Антон был мозгом, мама Олеся стала его руками.

«Правдинск – маленький городок, мы очень благодарны администрации школы и учителям за помощь, за то, что они не побоялись взять нас. В начальных классах к Антону относились дружелюбно, не акцентируя внимания на его особенностях. Повезло с классом и учителем, нас не воспринимали как белых ворон», – поделилась Олеся.

Проблемы начались в средней школе: новые дети и родители по-разному относились к соседству необычного мальчика и его мамы. Со второго полугодия восьмого класса по 11 класс Антон учился дома. К нему приходили учителя и были занятия онлайн.

«Обижаться и злиться было бессмысленно. Главное, чтобы не мешали. Но на нашем жизненном пути хороших людей попадалось больше», – сказала Олеся.

Очень большую поддержку Ледовским оказал калининградский фонд «Верю в чудо», который организует семьям с необычными детьми психологическое, медицинское, юридическое сопровождение.

Как семья из маленького Правдинска добивалась правды

Общегосударственный экзамен в 9 классе Антон сдал на пятерки. Сыну дополнительно к экзамену дали еще полтора часа – по закону это можно. ОГЭ подросток сдавал дома в присутствии врача, председателя экзаменационной комиссии и организатора сдачи экзамена. Русский и информатику он набирал на компьютере одним пальцем, математику писал сам на бумаге.

Настоящим испытанием стал ЕГЭ. По строгим правилам запись ассистентом ответов со слов экзаменуемого «не предусмотрена указанным порядком», как и проведение ЕГЭ в устной форме. Но как писать инвалиду с мышечной атрофией? Можно было выбрать другой вариант сдачи экзамена – для инвалидов, но его результаты не приняли бы при поступлении в вуз.

Нужно было менять требования – а чиновники от Минобразования раз за разом отказывали. Семья писала обращения всем: дошли до прокуратуры, детского омбудсмена и даже обращались к президенту. Семья Антона просила разрешить ассистенту записывать решение со слов экзаменуемого. В итоге добились – на ЕГЭ Антон диктовал маме свои ответы, решая 23 задания по математике в уме.

e2c0b656e9484f4e24a75aafc61ec9ed.jpg

Станет ли Антон калининградским Стивеном Хокингом

Решение о переезде из Правдинска в Калининград в семье приняли сообща. А получить высшее образование Антон решил самостоятельно.

«Когда Антон подрос, мы сказали ему, что его болезнь неизлечима. Решение, как действовать дальше – лежать на диване или продолжить учиться, – он должен был сам. Стивен Хокинг был гением, а наш мальчик самый обычный, просто умный, упорный и трудолюбивый», – отметила Олеся.

Семья с администрацией БФУ пока не общалась и о долгосрочных планах пока не думает.

«В отношении людей с таким заболеванием, как у Антона, сложно делать прогнозы. Все может измениться в любой миг. Мы просто живем здесь и сейчас, делаем, что можем», – резюмировала Олеся.

c764c4bf9e0fbb7a4436062a357b0b8d.jpeg

Советы для родителей особенных детей

С родителями особенных детей семья Ледовских делится своим жизненным опытом и простыми правилами.

– Не надо бояться, что общество вас не примет. Мир может осуждать и не принимать даже обычных здоровых людей;

– старайтесь привить своему ребенку навыки самовыживания. За него его жизнь никто не проживет;

– если есть возможность учиться – учитесь. Можно в школе или дома, если ребенку этот интересно и по силам;

– если ребенку хочется общения с другими – помогите ему;

– помогите ребенку реализовать его права: на жизнь, образование, здравоохранение;

– смотрите на вещи реально и старайтесь радоваться каждому дню, пока ребенок жив.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Альберт Людвиг и семьи Ледовских

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.