В Саудовской Аравии завершились двухдневные переговоры по Украине. В них приняли участие 42 страны, включая Китай. «ФедералПресс» поговорил с политологами и подвел итоги этого мероприятия.
Без России, но зато с Китаем
Во встрече в Саудовской Аравии участвовали дипломаты и советники по национальной безопасности. Россию на мероприятие не позвали, как и во время первой встречи по Украине, которая прошла в Копенгагене, но зато делегацию в Джидду отправил Китай. Ее возглавил Ли Хуэй – спецпредставитель по евразийским делам. От Украины прилетел глава офиса президента Андрей Ермак, от США – замгоссекретаря по политическим вопросам Виктория Нуланд, которая во время Майдана раздавала в Киеве печенье, и советник по нацбезопасности Джейк Салливан.
Пекин представил на переговорах план урегулирования конфликта. Он состоит из 12 пунктов, среди которых прекращение огня. Кроме того, в ходе обсуждения Китай, как союзник России, учитывал те «красные линии», о которых неоднократно говорили в Кремле. Как пишет АFP, китайская делегация активно участвовала в переговорах.
Во время встречи также был представлен еще один мирный план. Он включает переговоры под эгидой ООН, прекращение огня и принцип территориальной целостности Украины, но более нет никакой конкретики.
Подход Украины немного изменился
Отличием переговоров в Джидде от встречи в Копенгагене стало то, что стороны пытались вести себя гибко. Так, в Киеве раньше выступали за полный вывод российских войск с территории конфликта, с чем не соглашались представители Глобального Юга. Теперь же, по данным западных СМИ, Украина не требовала принять свой мирный план, а другие страны не пытались давить на нее, чтобы она отказалась от этого плана. Не исключено, что очередной раунд консультаций по Украине пройдет в ближайшее время.
По итогам мероприятия стороны не сделали каких-либо совместных заявлений. Единственное, до чего они публично договорились – создать рабочие группы по темам «формулы мира» Украины.
Замглавы МИД Сергей Рябков посчитал, что участие партнеров России по БРИКС, возможно, принесло какую-то пользу по «донесению здравого смысла до спонсоров киевского режима». Глава МИД Германии Анналена Бербок признала, что взгляды на украинский конфликт ЮАР, Бразилии и Китая отличаются от подхода Европы.
На следующий день после окончания переговоров в Киеве заявили, что не согласны идти на компромисс с Москвой. Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк сообщил, что Киев не приемлет «переговоров здесь и сейчас» и «немедленного прекращения огня».
Вместе с тем турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, вероятно, предложит президенту Владимиру Путину возобновить мирные переговоры по Украине во время встречи в августе, сообщило РИА Новости со ссылкой на источник в администрации турецкого президента.
Зачем нужны были переговоры в Саудовской Аравии
Остановить российское наступление
Крайне негативно встречу в Джидде оценивает политолог Сергей Марков. США хотят с помощью «формулы мира» Зеленского политически закрепить военное поражение России, считает эксперт. Он добавляет, что «никакие крупные города не взяты, армия Украины намного сильнее, чем до начала СВО». Вместе с тем пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отрицательно ответил на вопрос, хочет ли Россия получить больше территорий Украины.
«Нет. Мы просто хотим контролировать все те территории, которые теперь записаны в нашей Конституции как наши», – сказал Песков журналистам The New York Times.
Марков считает, что конференция в Джидде призвана остановить возможное контрнаступление российской армии.
«Ведь понятно, что большое наступление армии Украины будет видимо отражено. И это создаст условия для наступления армии России. И оно ведь может быть успешным. Вот чтобы его сорвать и подготовлена уже мирная конференция и мирная коалиция, и мирная платформа. Это классическая модель западной дипломатии», – написал он в своем телеграм-канале «Логика Маркова».
Выстроить платформу против России
Политолог Борис Межуев назвал переговоры в Джидде «пристрелкой боем для определенной части американского политического истеблишмента». По его мнению, Запад хочет договориться с Китаем и другими странами Глобального Юга по формуле мира и предъявить ее России и Украине.
«Долгое время был большой скепсис относительно такого, особенно после отставки министра иностранных дел Китая Цинь Гана. Судя по всему, с этим человеком было что-то связано. Но после того, как Китай послал Ли Хуэй и возникли какие-то надежды. Сам факт присоединения китайского представителя к переговорам – и китайский мирный план начал двигаться в сторону реализации», – сказал Межуев в комментарии «ФедералПресс».
Политолог считает, что все будет зависеть от характера этих переговоров. Межуев заметил, что России не нужно делать ставку на спонтанное развитие событий.
«Гораздо лучше было бы, чтобы Россия была более активна в этом вопросе и нашла бы какую-то свою собственную формулу мира, которую могла предложить глобальному большинству. Главная проблема заключается не в том, примет ли эту позицию Украина, а в том, насколько страны Глобального Юга, которые не присоединились к санкциям, готовы работать с Россией по этому вопросу», – добавил эксперт.
США пытаются втянуть в антироссийский фронт страны БРИКС, а также не совсем дружественные к России государства, заметил замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев. Он подчеркивает, что, с другой стороны, эти страны сами не желают остаться вне разговора о будущем конфликта.
«Встреча закончилась 50 на 50. Все остались при своих, но Украина подает это как успех, потому что доминировало обсуждение украинского плана, а не российского, России ведь там вообще не было. Запад тоже считает переговоры успехом, потому что участвовали страны, которые остаются дружественными России. То, что нет единого документа, говорит о том, что встреча закончилась просто обменом мнений», – полагает Суздальцев.
По его словам, эти переговоры будут проводиться, потому что Запад ищет любые возможности, чтобы стать «третьим в пирамидке».
«Найти какую-то зацепку, чтобы вернуть ситуацию, когда Запад обнаружит себя третьим в пирамидке: есть Россия, есть Запад и есть страны не Запада, которые ведут себя так, как не хочется Западу. Ему нужно выстроить общую платформу против России», – добавил политолог.
Чем больше переговоров, тем больше шансов на успех
Глава Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко оценил итоги переговоров так: «Это, конечно, процесс больше ради процесса, чем результата. Сам факт переговоров – это, конечно, безусловный плюс, потому что любые переговоры лучше, чем конфликт. То, что тема переговоров находится в международной повестке дня – это однозначный плюс. Чем больше будет переговоров в повестке дня, тем больше шансов, что они увенчаются успехом».
Политолог в беседе с «ФедералПресс» назвал странным отсутствие России на этих переговорах, а также удивился площадке для встречи, которой стала Саудовская Аравия.
«Из хорошего могу отметить только робкие заявления о том, что Украина готова смягчить свою переговорную позицию и уже не требовать вывода всех российских войск к границам 1991 года, включая Крым, а уже готова сделать этот момент обсуждаемым. Если этот момент будет обсуждаемым, то мы все приблизимся к миру. Чего очень хотелось бы», – резюмировал Бондаренко.
Фото: hippopx.com
Эксклюзивы «ФедералПресс»