Банк России, не дожидаясь сентябрьского заседания, 15 августа поднял ключевую ставку на 350 базисных пунктов (б. п.) до 12 % годовых. Данное решение принято в целях ограничения рисков для ценовой стабильности. Это означает удорожание кредитов, снижение потребительского спроса, в том числе на импорт, повышение привлекательности рублевых депозитов и в конечном счете нацелено на усиление ослабевшего рубля. По мнению финансовых аналитиков, в ближайшие два года ключевая ставка будет удерживаться на уровне, близком к двузначному. Как это поможет экономике и успокоит население, уставшее от дорожающих ценников, – об этом в материале «ФедералПресс».
Ставка на ставку
В предыдущий раз совет директоров Банка России повышал ключевую ставку 21 июля 2023 года – на 100 базисных пунктов (б. п.), до 8,5 % годовых – из-за увеличения внутреннего спроса и усиления инфляционного давления в экономике. Июльское повышение состоялось впервые с февраля 2022 года – тогда она выросла с 9,5 % до 20 %. А потом на протяжении нескольких месяцев – до сентября – ставка либо снижалась, либо сохранялась, после чего ее оставили на уровне 7,5 % годовых.
В очередной раз судьбу ключевой ставки Центробанк собирался решить на следующем заседании совета директоров 15 сентября текущего года, однако передумал.
В своем пресс-релизе Банк России отметил продолжающийся рост годовой инфляции, показатель которой к 7 августа увеличился до 4,4 %, а также ускорение текущих темпов прироста цен – за последние три месяца на 7,6 % в пересчете на год.
«В дальнейшем сохранение текущих темпов роста цен на достигнутых уровнях означает значительный риск отклонения инфляции вверх от цели в 2024 году. Принятое Банком России решение направлено на обеспечение такой динамики денежно-кредитных условий и внутреннего спроса в целом, которые необходимы для возвращения инфляции к 4 % в 2024 году и ее стабилизации вблизи 4 % в дальнейшем», – отметили в Центробанке.
Эксперты ожидали повышение ключевой ставки до уровня ниже, чем тот, который Центробанк в этот раз посчитал уместным – 10 %. Впрочем, как написали «Ведомости», соответствующее решение Банка России является запоздалым, а причины слабого рубля – падающий на фоне санкций экспорт и роста импорта – неубедительными. Издание отмечает, что повышение ставки, конечно, может изменить ситуацию, но ненадолго, а проблема никуда не исчезнет, если только регулятор не разберется с оттоком капитала и финансовыми спекуляциями на рынке.
«Почему же инфляция, вместо ожидавшегося ЦБ в этом сценарии досрочного возвращения к цели, ускоряется, а ЦБ, вместо того чтобы снижать ключевую ставку, приступил к ее повышению и планирует сохранять высокий уровень ставок в ближайшие два года? – задается вопросом Ольга Беленькая. – Дело в том, что экономическая картина отличается от прогноза по ряду параметров. Во-первых, это ускоренный рост бюджетных расходов, разогнавший потребительский спрос. Во-вторых, продолжившееся ужесточение санкций (более низкие значения экспорта и изменения в его валютной структуре, что при ускоренно восстанавливающемся внутреннем спросе способствует ослаблению рубля и последующему переносу в инфляцию). В-третьих, и так существовавший дефицит трудовых ресурсов обострился вследствие мобилизации, миграционного оттока и усиленного спроса предприятий ВПК на рабочую силу», – говорит Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».
Экономический пессимизм
В понедельник помощник президента по экономическим вопросам Максим Орешкин обвинил Центробанк в мягкой денежно-кредитной политике, фактически возложив на него всю ответственность за девальвацию и заявив, что России нужен сильный рубль. Хоть изначально Банк России парировал, что не видит рисков для стабильности экономики, позже все-таки анонсировал внеочередное заседание по ключевой ставке, закончившееся решением о ее повышении.
Ольга Беленькая, анализируя ситуацию, обратила внимание на то, что в опубликованном накануне проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов» рассматриваются три сценария макроэкономического развития – базовый, рисковый и «Усиление фрагментации», при этом отсутствуют всякие сценарии, которые были бы лучше, чем базовый (как, например, представленный годом ранее позитивный сценарий «Ускоренная адаптация»).
«Альтернативные сценарии отличаются только комбинацией внешних условий. Для всех сценариев предусмотрено повышение на 50 б. п. прогнозного диапазона нейтральной ключевой ставки – теперь он составляет не 5–6 %, а 5,5–6,5 %, и его достижение предполагается лишь с 2026 года. До этого времени значения ключевой ставки прогнозируются существенно выше, и, чем более пессимистичен сценарий, тем выше будет инфляция и ключевая ставка», – отметила она.
Эксперт «Финам» пришла к выводу, что Центробанк не видит позитивного сценария развития экономики России. По ее словам, базовый сценарий предполагает достижение максимального уровня средней ключевой ставки в 8,5–9,5 % в 2024 году, сценарий усиления фрагментации предусматривает ее пиковый уровень в 11–12 %, а рисковый – 12,5–13,5 %. «Таким образом, прогнозы ЦБ предполагают, что ставка в ближайшие два года будет удерживаться на значениях, близких к двузначным. Восстановительный рост российской экономики (+1,5–2,5 %) завершится в этом году, и в 2024–2025 годах темп роста будет ниже. Экономика сможет вернуться к траектории сбалансированного роста (1,5–2,5 %) лишь в 2026 году. В сценарии усиления фрагментации предполагается стагнация или мягкая рецессия экономики в 2024 году и рост в пределах 1 % в 2025 году, в рисковом сценарии прогнозируется два года рецессии», – сказала Ольга Беленькая.
Сравнивая прошлогодние прогнозы Центробанка, она пришла к выводу, что нынешняя ситуация близка не к базовому сценарию, предполагавшему продолжение спада экономики и в 2023 году, а к сценарию «ускоренной адаптации», то есть к улучшенным условиям, ведь российская экономика адаптировалась к изменению внешних условий быстрее, чем ожидалось, продемонстрировав рост уже в текущем году.
Эксперт «БКС Экспресс» Михаил Зельцер тоже считает, что ключевая ставка в ближайшее время будет двузначной.
«Учитывая текущую конъюнктуру цен в экономике, безудержное падение рубля и взлетевшие ставки долгового рынка, вариант с двузначной ключевой ставкой становится базовым. Меньше, чем 10 %, рынок просто не воспримет, и рубль вновь рискует ослабнуть. А если регулятор займет предельно жесткую позицию и даст четкий сигнал по ставке на плановое заседание 15 сентября, то это позволит рублю продолжить укрепление», – сказал он.
Михаил Зельцер указал, что во вторник, 15 августа, на утренней низколиквидной сессии пара USD/RUB TOM на мгновение падала даже до 92,6 руб. «А фундаментально рубль смотрится крепче, чем 90, но для этого потоки экспорта и импорта должны быть синхронизированы, а спекулятивная атака на рубль – жестко подавлена», – отметил он.
«Мы полагаем, что с учетом сильного повышения ключевой ставки курс рубля к доллару может стабилизироваться в диапазоне 90–100 рублей. Между тем первая реакция курса рубля не обнадежила – после вчерашнего локального укрепления рубль вновь стал снижаться в паре с долларом. Возможно, требуются дополнительные меры по насыщению валютой внутреннего рынка, которые пока не были предприняты. То есть у ЦБ еще остается возможность для маневра в ужесточении валютных ограничений», – отметила Ольга Беленькая.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин