О необходимости строительства магистралей для высокоскоростных поездов в стране говорят уже не один десяток лет. Накануне президент дал четкое указание – дорог, связывающих регионы, должно быть много. Куда будет проложен путь и как сократится время в пути – в материале «ФедералПресс».
На данный момент в России нет ни одной железной дороги, специально предназначенной для высокоскоростного движения, когда поезд может разгоняться до более 250 км/ч. Еще в 2006 году в РЖД подготовили программу развития высокоскоростного движения в России, которая предусматривала строительство целой сети ВСМ.
Как считает глава государства Владимир Путин, этот недостаток должен быть восполнен в кратчайшие сроки, причем магистрали нужно строить в разные точки страны – от Москвы в Санкт-Петербург, к Уралу, в Казань, Луганск и Донецк, Адлер и даже союзный Минск.
«Время в пути для пассажиров уменьшится с сегодняшних 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут между Санкт-Петербургом и Москвой. Между Тверью и Москвой это будет уже 39 минут, а между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом – 29 минут вместо сегодняшних 3 часов 10 минут. Потом, безусловно, нужно двигаться и в Нижний, нужно двигаться в Воронеж, из Нижнего в Казань, из Казани в уральские регионы», – анонсировал президент преимущества ВСМ на открытии МЦД-3 в Москве.
Путешествие из Москвы в Петербург
Это, пожалуй, единственный на сегодня в России маршрут, где «Сапсаны» развивают скорость более 200 км в час. В действующем расписании самый быстрый из поездов преодолевает путь между Москвой и Санкт-Петербургом за 3 часа 40 минут.
Президент ставит более амбициозные планы: сократить время в пути до двух часов за счет совершенствования путей и самих поездов. Ранее сообщалось, что на ее строительство может уйти до 468 миллиардов рублей.
«Мы уже понимаем, как пойдет вся трасса ВСЖМ-1, какие эффекты она даст для развития Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. Если можно туда приехать быстро и комфортно из столицы – это совершенно другое качество жизни», – заявил гендиректор АО «Скоростные магистрали» Олег Тони, его слова приводит пресс-служба РЖД.
По планам РЖД, высокоскоростные поезда из Москвы в Петербург будут делать 12 остановок, в том числе неподалеку от Великого Новгорода и Твери.
Едем в Казань, а потом на Урал
По словам главы государства, высокоскоростную магистраль нужно продолжать до Нижнего Новгорода, а затем направить дорогу в Казань и уральские регионы.
Кстати, высокоскоростная магистраль Москва – Екатеринбург обсуждается с 2009 года. С инициативой выступили прежние руководители Свердловской области Александр Мишарин и президент Татарстана Рустам Минниханов.
В прошлом году премьер-министр РФ Михаил Мишустин пообещал, что полномасштабное строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург скоро будет запущено.
При этом известно, что в число приоритетных проектов РЖД входит строительство ВСМ Екатеринбург – Челябинск, идея которой появилась в 2018 году. Стоимость проекта оценивается в 402 миллиарда рублей.
Путь на Юг
Еще одним важным направлением в летний период для россиян становится дорога к морю. Глава государства предложил провести ВМС до Адлера, а также до новых регионов России – ДНР и ЛНР. По его мнению, в пути россияне должны проводить не более 10 часов. Сейчас дорога до Адлера – 1379 км – занимает сутки.
«Это кардинально новое транспортное преобразование всей страны: за полдня до центра страны можно будет из любой точки европейской части России», – подчеркивает президент.
Строительство ВМС до Адлера начнется в 2024-м и закончится в 2035 году. Маршрут будет проходить через Тулу, Воронеж и Краснодар.
В Минск за четыре часа
Владимир Путин пообещал поговорить с президентом Беларуси Александром Лукашенко о строительстве высокоскоростной магистрали между Москвой и Минском. В 2019 году такой разговор уже был, но тогда к реализации проекта не приступили. По расчетам тогда время в пути по дороге составляло 6 часов, а скорость не могла превышать 120 км/ч, что не может считаться настоящей высокоскоростной железной дорогой.
Мнение экспертов
Запуск ВСМ – это новое временное измерение пространства России. Скоростные поезда, как считают экономисты, приведет к укреплению межрегиональных связей и стремительному экономическому росту.
Фото: ФедералПресс / Юлия Котышева, инфографика: 2 ГИС, Елена Майорова
Эксклюзивы «ФедералПресс»