23 августа 1977 года, к морскому вокзалу в Мурманске вышли сотни людей с транспарантами и флагами в руках. Так они встречали ледокол «Арктика» после первого похода на Северный полюс. «ФедералПресс» решил вспомнить историю этого путешествия.
Как «Арктика» добиралась до Северного полюса
«Ледокол «Арктика» в 1977 году вышел из Мурманска «молча», и до Диксона никакой связи не было, секретный поход будто бы делал», – вспоминал бывший главный штурман Красноярского управления гражданской авиации, заслуженный штурман СССР Валентин Удалов.
По его словам, отправка судна к Северному полюсу для СССР была сопоставима с освоением космоса. После прибытия на остров в Енисейском заливе «Арктике» понадобилась ледовая разведка. Для нее задействовали пять самолетов Ил-14.
«Нашли мы ему нормальный проход, тоже через пролив Вилькицкого, потом он повернул на север», – рассказывал Удалов.
После этого кораблю подобрали самые облегченные варианты. Авторы похода не знали, чего ожидать. Поэтому члены экипажа запаслись продуктами на год.
Среди экипажа также были:
- чиновники,
- журналисты,
- министр Морского флота.
Ледокол «Арктика» дошел до Северного полюса, простоял там сутки, а дальше взял курс домой – в Мурманск.
В чем величие первого похода
О том, что судно добралось до Северного полюса, весь мир узнал 17 августа. После прибытия на сушу после 2528 миль пути моряки расскажут о сложностях похода. Судно застревало на несколько часов в четырехметровых ледовых глыбах.
«Этот поход имел огромное значение – он доказал возможность круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана и транзитного прохождения Севморпути», – рассказывает глава Мурманска Игорь Морарь.
Ранее «ФедералПресс» писал о том, какие промышленные гиганты сейчас работают в Мурманской области.
Фото: ФедералПресс / Анна Крючкова