Западные страны остаются зависимыми от российского обогащенного урана. Корпорация «Росатом» остается главным поставщиком топлива для атомных станций по всему миру. «ФедералПресс» разбирался, почему так произошло и как это влияет на политику.
Как связано лидерство России в поставках урана с аварией на АЭС «Фукусима-1»
В марте 2011 года у восточного побережья острова Хонсю в Японии произошло землетрясение магнитудой 9 баллов. За ним последовало цунами, которое спровоцировало крупнейшую аварию на АЭС Фукусима-1: станция была обесточена, ядерное топливо расплавилось и произошел взрыв на трех энергоблоках.
После катастрофы международные инвесторы стали отказываться от вкладывания средств в ядерную энергетику. Часть компаний, таких как Westinghouse Electric Company, US Enrichment Co и французская Areva SA обанкротились. На этом фоне российская корпорация «Росатом» не только включилось в финансирование зарубежных проектов по атомной энергетике, но и в поставку топливных сборок для реакторов в Европе.
Урановую руду после добычи нельзя просто так использовать в реакторе. Ее нужно перемолоть и перевести в газообразную форму. У российской корпорации есть преимущество перед западными компаниями атомного бизнеса. «Росатом» задействован во всех цепочках поставок – от добычи урана до доставки ядерного топлива, пишет Bloomberg.
Второе место в мире по запасам урана
В декабре 2022 года дочерняя компания «Росатома» «Ураниум Уан Груп» приобрела «Степногорский горно-химический комбинат» и стала владельцем Буденовского уранового месторождения в Казахстане, писало издание «Профиль». После этого госкорпорация стала второй в мире по запасам урана.
«Мы уверенно вышли на второе место по запасам (урана) и входим в тройку по всем переделам в ядерном топливном цикле, лидерство это сохраняем», – заявил на встрече с президентом Владимиром Путиным в августе 2023 года глава «Росатома» Алексей Лихачев.
Госкорпорация активно сотрудничает с Китаем, Африкой, Ближнем Востоком и Азией. Туда идет до 70 % ядерного топлива. Кроме этого, «Росатом» лидирует по экспорту атомных станций – в работе 22 проекта.
Зависимость Запада от российского урана
В первом полугодии 2023 году США закупили у России 416 тонн обогащенного урана-235 за 696,5 млн долларов. Годом ранее Вашингтон приобрел у Москвы 188 тонн, пишет РИА Новости. Необходимость покупать ядерное топливо у страны, обложенной санкциями, связано с тем, что на Западе практически нет мощностей по добыче или обогащению урана. США были бы рады отказаться от российского ядерного топлива, но создание новых цепочек поставок займет длительное время. Газета New York Times обратила внимание, что американские компании тратят около миллиарда долларов в год на покупку топлива у «Росатома».
«Это один из наиболее значительных сохранившихся потоков денег из США в Россию, и он продолжается, несмотря на напряженные усилия союзников США разорвать экономические связи с Москвой», – отмечают журналисты.
Треть обогащенного урана, которое используют в США, покупается в России. Еще одна часть – импортируется из Европы, а наименьшая часть производится консорциумом Urenko Великобритании, Нидерландов и Германии.
Конечно, США пытаются снизить зависимость от российского ядерного топлива c высоким содержанием низкообогащенного урана. Так, модернизируется завод в Пайктоне в штате Огайо, где будет производится HALEU – топливо с обогащением выше 5 %, но ниже 20 %, а также разрабатываются атомные реакторы следующего поколения. Но процесс разработки и замены небыстрый.
Россия еще ни разу не использовала энергетические рычаги, лишь только симметрично, заметил в беседе с «ФедералПресс» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
«Первыми мы никогда не вводим. Соответственно и по урану тоже мы такие санкции не используем. Хотя горячие головы говорили, что и по урану нужно использовать этот рычажок, но никто не готов смешивать бизнес и политику. Все-таки для нас это какой-никакой бизнес», – заметил эксперт.
Россия может использовать зависимость Запада от ядерного топлива в качестве рычагов давления, считает директор Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, но такое давление будет работать только в краткосрочной перспективе и только в том случае, если «вы ничего военным методом не собираетесь выигрывать».
«Если вы используете энергетические рычаги, значит вы не можете использовать никакие другие рычаги. У них есть своя обратная сторона. Вы можете поставить вопрос ребром и ограничить поставку ресурса, но нужно понимать, здесь отсутствие сырья сразу же не приведет к коллапсу. Эффект от ограничений не произойдет мгновенно», – пояснил Абзалов.
Политолог заметил, что существуют другие, более действенные инструменты давления на Запад.
«Кроме того, это усложнит постройку АЭС. Если вы будете ограничивать поставку топлива, то те АЭС, которые Россия строит на кредиты, а окупает их за счет поставок, это может вызвать сложности и проблемы. Такое давление можно использовать, как долгосрочную игру на три-четыре года, но я сомневаюсь, что конфликт будет длиться столько», – добавил Абзалов.
Фото: ФедералПресс / Наталья Оксак