В текущем году многострадальный проект ТЛК «Южноуральский» как будто обрел второе дыхание. Через сухой порт, расположенный в Челябинской области, начались поставки товаров в Иран, ТЛК стал принимать грузы из Владивостока. О дальнейших перспективах проекта – в материале «ФедералПресс».
С чего начинался «Южноуральский»
Строительство транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» в Увельском районе началось в 2013 году. Региональные и федеральные власти возлагали на проект большие надежды. Объем инвестиций превысил 6 млрд рублей, возведение ТЛК одобрил президент РФ Владимир Путин.
Планировалось, что с запуском ТЛК увеличится товарооборот между Россией и странами Азии, а сроки доставки грузов будут сокращены. Основным инвестором проекта стала Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Однако надеждам не суждено было сбыться. Огромные площади под товары на территории ТЛК пустовали, а перевозки грузов оставались единичными. Власти крайне неохотно делились информацией о перспективах и загрузке комплекса.
Ситуация сегодня
Сейчас в состав ТЛК «Южноуральский» входят складской комплекс класса «А» площадью более 82 тыс. кв. метров, контейнерный терминал емкостью порядка 10 тыс. TEUs, а также объекты железнодорожной и инженерно-коммунальной инфраструктуры. Складской комплекс и контейнерный терминал оснащены современным оборудованием и техникой. Общая площадь ТЛЦ и его перспективной зоны развития составляет более 180 га.
На фоне антироссийских санкций вопрос оптимизации логистических путей с дружественными странами приобрел особую актуальность. Активно развиваются перевозки по международному транспортному коридору (МТК) «Север – Юг» между Россией, Индией, Ираном и соседними странами. Основными преимуществами транспортного коридора перед другими маршрутами (в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал) называются: сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер считает, что ТЛК «Южноуральский» может сыграть связующую роль в логистической цепочке «Россия – Азия».
«ТЛК «Южноуральский» будет выполнять функции грузового распределительного и консолидационного центра для экспортно-импортных и внутрироссийских грузов», – отмечал Алексей Текслер на полях ПМЭФ-2023.
По словам главы региона, транспортно-логистический сухой порт «Южноуральский» способен принимать 2,5 млн тонн грузов. Железнодорожное сообщение между Челябинской областью и Ираном уже существует. Челябинская область заинтересована торговать и с Ираном, и отправлять через Иран грузы в Индию и далее.
«Мы можем быть точкой входа, центром приема грузов, которые дальше должны двигаться в сторону Ирана. Это восточное направление коридора «Север – Юг» через Казахстан, Туркменистан в Иран и дальше в Индию. Оно очень перспективное. Челябинская область может и должна стать центром, из которого будет идти скоростное грузовое движение в сторону Ирана», – отмечал Текслер.
Напомним, в июле ООО «Сухой порт Южноуральский», «дочка» ГТЛК, отправило первый контейнерный поезд по восточной ветке международного транспортного коридора «Север – Юг» в сторону Ирана. Поезд, сформированный из 31 крупнотоннажного контейнера с грузами локализованных на Южном Урале предприятий, отправился на станцию Сарахс Туркменских железных дорог.
В августе из Челябинской области открыли дополнительный маршрут по транспортному коридору «Север – Юг». С ТЛК «Южноуральский» отправился контейнерный поезд, который впервые проследовал через погранпереход Акяйла (Туркменистан) – Инчебурун (Иран). В составе поезда – 36 контейнеров с оборудованием. Он двигался по специализированной нитке графика с применением ускоренной доставки на территории РФ.
На прошлой неделе на ТЛК «Южноуральский» прибыл первый полносоставный контейнерный поезд из Владивостока (состав из 71 вагона с товарами повседневного спроса) в рамках железнодорожного сервиса FESCO Chelyabinsk Shuttle. Груз доставили из Владивостокского морского торгового порта.
«Сейчас важная задача – переориентироваться на быстроразвивающиеся рынки Востока и Азии. В регионе проведена большая работа в этом направлении: у нас порядка 118 стран-партнеров. ТЛК «Южноуральский» – это крупный сухой порт с выходом на несколько перспективных транспортных маршрутов, в том числе страны Восточной и Юго-Восточной Азии», – отмечал заместитель губернатора Челябинской области Иван Куцевляк.
Проект FESCO Chelyabinsk Shuttle ориентирован на транспортировку в регион импортных товаров, в том числе товаров повседневного спроса и бытовой техники из стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
В дальнейшем планируется отправлять контейнерные поезда из Владивостока в Челябинск раз в 7–10 суток.
«Сейчас прорабатываем возможность обратной загрузки сервиса, изучаем грузовую базу среди компаний Челябинской области и соседних регионов для организации перевозок», – прокомментировал директор филиала в Екатеринбурге «ФЕСКО Интегрированный транспорт» Сергей Васильев.
Плюсы транспортного коридора
Эксперты по-разному оценивают дальнейшие перспективы транспортного коридора «Север – Юг», в частности, через Челябинскую область.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, перспективы у международного транспортного коридора «Север – Юг» есть и связаны они с переориентацией на торговлю со странами Востока и Юга, с развитием отношений между РФ и государствами этих регионов. Можно ожидать увеличения товарооборота между ними, наращивания перевозки различных грузов, для чего потребуются различные маршруты перевозок. Наличие нескольких таких маршрутов позволит быстро увеличить взаимный товарооборот между странами, не перегрузить отдельные направления, даст им возможность гармонично развиваться.
«Кроме того, наличие нескольких маршрутов доставки грузов по МТК «Север – Юг» позволит вести их расширение и модернизацию без остановки движения, что важно для взаимной торговли. Маршрут, проходящий через регион, важен для него, это позволит развить связи компаний области с другими государствами Востока и Юга, увеличить объемы взаимной торговли», – прокомментировал «ФедералПресс» Дмитрий Баранов.
По его словам, также международные перевозки через территорию Челябинской области будут способствовать созданию новых рабочих мест, приведут к увеличению поступлений в бюджеты всех уровней. Через область по МТК «Север – Юг» могут перевозить различную машиностроительную продукцию, лес, химические товары, различное сырье, строительные грузы, произведенные в РФ. А в Россию через регион могут ввозить товары народного потребления, продукты питания, также различное оборудование и отдельные виды сырья.
Сомнения экспертов
Впрочем, не все эксперты столь оптимистичны. Генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечал, что на начальном этапе развития международных транспортных коридоров ключевым фактором привлекательности для клиентов является цена, конкурентоспособность которой обеспечивается инвестициями в инфраструктуру.
«Нехватка инвестиций в сочетании с отсутствием сквозного тарифа пока ограничивает рост перевозок по МТК «Север – Юг», несмотря на очевидные преимущества с точки зрения скорости доставки», – говорил Михаил Бурмистров.
То, что ТЛК «Южноуральский» не стоит, это одно дело, а то, чтобы проект вышел на уровень рентабельности, – совершенно другое, поделился мнением с «ФедералПресс» экономист Сергей Гордеев.
По его словам, остается открытым вопрос об эффективности экономической модели. Для того чтобы проект был эффективен, нужно выйти на определенные объемы поставок. А пока про этот проект говорить достаточно сложно. Потенциал коридора «Север – Юг» через Челябинскую область сильно ограничен.
«На юге у нас находится только Казахстан, а емкость казахского рынка не очень большая. Что касается среднеазиатских рынков, то основные маршруты проложены не через Южный Урал. Если посмотреть систему железных дорог, то есть немало других вариантов», – сказал эксперт.
Сергей Гордеев добавил, что первоначальное значение этого проекта – поставки в Россию, а использовать его в обратном направлении, конечно, можно, но перевозки будут в ограниченных объемах. А ввозить продукцию в Иран через Челябинскую область – не самая лучшая логистика.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Драйверы экономики России