В ночь на 30 августа совершена самая крупная атака БПЛА по российской территории. Боевые дроны были сбиты в Орловской, Калужской, Рязанской, Тульской и Московской областях. ПВО Брянска также отработали три беспилотника. Несмотря на запрет подобных съемок, интернет сразу заполонили кадры с мест событий. «ФедералПресс» разбирается, опасно ли наблюдать за вражескими атаками и почему чиновники запрещают выкладывать видео взрывов.
Массированная атака дронов
Более 20 беспилотных летательных аппаратов атаковали приграничные регионы России за одну ночь. Массовый налет был совершен даже на псковский военный аэродром, хотя ранее область не подвергалась атакам и находится далеко от опасных зон на границе с Украиной.
Первые кадры с атакой беспилотников появились в интернете из Брянска, видео опубликовал ночью телеграм-канал Mash. По информации канала, два беспилотника пытались атаковать нефтебазу «Дружба» около 00:50 по московскому времени.
О том, что жители Брянска сообщили о звуке взрыва в городе в ночь на среду, 30 августа, сообщалось ранее. Звук было хорошо слышно в районах Володарка и Советский. По предварительным данным, сработала система противовоздушной обороны.
Запрет на съемки - введут или нет?
Практически каждая ночная атака БПЛА, от Подмосковья и Москва-Сити до Брянска, попадает на видео чьих-то смартфонов и размещается в СМИ и телеграм-каналах. Хотя уже несколько месяцев чиновники работают над запретом подобных материалов.
Так, еще весной члены Совета Федерации разработали законопроект, который запрещает распространение в СМИ и интернете фото и видео мест обстрела, атак беспилотников и других военных сведений.
«Предлагается запретить распространение информации о месте обстрела или попадания снаряда на территории России, об использовании оружия, средств ПВО, беспилотников и других специальных средствах поражения, позволяющих идентифицировать их тип, место нахождения, запуска или траекторию полета», – заявил СМИ глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.
Под запрет хотят поставить распространение фото и видео, с помощью которых можно определить расположение военных объектов, установить факт нанесения урона военным объектам (как в случае с аэродромом в Псковской области) и оценить тяжесть нанесенных повреждений – сюда попадают даже кадры взрывов в Москва-Сити.
По мнению сенатора, опубликованные фото и видео могут быть источником информации для противника.
Нужен ли запрет
Несмотря на эти попвытки, запретить кому-то съемки на смартфоны невозможно, тем более если многие блогеры зарабатывают продажей подобного контента телеграм-каналам, считает эксперт по антитеррору, ветеран «Альфы» Сергей Гончаров.
«Если съемки показывают военный объект, который разбомбил враг, я бы в какой-то степени мог понимать логику таких запретов. Но когда в Москва-Сити попадает беспилотник и разбивает там два стекла, говорить, что снимать это запрещено, странно. Запрещено кому? Нашим гражданам, иностранным? Я еще раз говорю: мы живем в России, чтобы нам ни запрещали, это невозможно. Вот блогеры этим деньги зарабатывают, для них беспилотники – Клондайк!» – пояснил Гончаров «ФедералПресс».
На вопрос корреспондента, не опасны ли такие съемки для самого блогера, он подчеркнул, что предметами атаки БПЛА являются здания и военные объекты, а не люди со смартфонами.
«Если ты, дурачок, снимаешь беспилотник на пути следования, и он бросает в тебя гранату – это твои проблемы», – резюмировал борец с терроризмом.
Противоположную точку зрения высказывает депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по обороне Юрий Швыткин. Политик неоднократно настаивал на необходимости держаться от летательных аппаратов как можно дальше, поскольку снимающий человек не может предугадать ни действия БПЛА, ни его реальную угрозу.
«Даже держаться на расстоянии опасно, дрон может нести заряд большой мощности. Подходить к дрону ни в коем случае нельзя. При обнаружении объекта незамедлительно обратитесь в специальные службы», – рассказал Швыткин.
Что известно об атаке к этому часу – читайте в материале «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Герман Парло, Виктор Вытольский
Спецоперация