В Курганской области в два раза вырос уровень преступности среди мигрантов. Приезжающие на заработки иностранцы стали чаще грешить распространением наркотиков: 87 % преступлений – сбыт запрещенных веществ. Губернатор региона Вадим Шумков и даже церковные иерархи призывают к жестким и радикальным мерам. Каковы причины криминализации мигрантов и поможет ли изменить ситуацию закручивание гаек – на «ФедералПресс».
Причины криминальной активности
Зауралье не является лидером по притоку мигрантов в стране, но в регионе отмечается резкий скачок криминальной активности среди приезжих. По статистике Генпрокуратуры РФ, в 2022 году в области количество преступлений, совершенных иностранцами, выросло на 92,1 % (в 2021-м рост был всего на 8,6 %). Мигранты из стран СНГ совершили на 104 % больше правонарушений (в 2021-м – на 2,8 %).
Всего силовики выявили 461 преступление. На долю мигрантов из бывших республик СССР приходится 97,3 % злодеяний. При этом 84 % нарушений закона связно с наркотиками.
Отрицательную тенденцию констатирует и СК России. Недавно глава ведомства Александр Бастрыкин назвал Зауралье в числе субъектов РФ, где растет преступность среди иностранцев.
Рост криминальной активности в регионах – результат невнятной миграционной политики, считает социолог, политолог и директор центра «Аналитик» Андрей Мозолин.
«Это проблема не только Курганской области, а большинства регионов страны. Не первый год говорим, что нужно создать отдельное министерство, которое занималось бы только мигрантами. Федеральное агентство по делам национальностей не выполняет эту функцию», – пояснил «ФедералПресс» Андрей Мозолин.
И если будут понятные и прозрачные правила работы для мигрантов и правоприменительная практика, то многие проблемы отпадут сами, считает эксперт.
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев не исключает, что рост криминальной активности мигрантов в регионах может быть и результатом иностранного вмешательства.
«Понятно, что этим процессом иностранные спецслужбы пользуются. Но и без иностранного вмешательства есть еще два основания: во-первых, дешевеющий рубль делает для мигрантов невыгодной честную работу в России, во-вторых, мигранты абсолютно уверены в своей безнаказанности. Их задача добежать до любой внешней границы, местные власти костьми лягут, но их не выдадут, даже если они убили кого-то», – заявил «ФедералПресс» Журавлев.
РПЦ против мигрантов
На проблему обратили внимание высшее руководство Зауралья и церковные иерархи. Накануне курганский митрополит Даниил направил губернатору Зауралья Вадиму Шумкову открытое письмо с просьбой ужесточить миграционную политику в регионе.
«Приезжающие из соседних государств граждане не только не чтят наши традиции и устои, но и подсаживают зауральскую молодежь на наркотики, лишая нас будущего. Подобную ситуацию нужно пресекать на корню», – написал владыка в письме губернатору.
Иерарх предложил принять следующие меры:
- по примеру Калининградской и Калужской областей запретить иностранцам работать в определенных отраслях экономики либо вовсе приостановить выдачу патентов на работу;
- приостановить участие Зауралья в госпрограмме по переселению соотечественников;
- увеличить ежемесячные авансовые платежи по патенту;
- организовать массовые проверки организаций, которые проводят экзамены и выдают иностранцам сертификаты о знании русского языка, истории России и законов страны;
- усилить контроль за юридическими центрами, которые оказывают правовую помощь иностранцам, ЗАГСом и национальными диаспорами.
Губернатор поддержал инициативу митрополита и поручил профильным ведомствам проработать возможность применения данных ограничительных мер. Отметим, что глава региона ранее предлагал более радикальные меры. В эфире телеканала «Царьград» Шумков призывал ликвидировать и выдворять национальные диаспоры, которые вмешиваются в работу силовиков и пытаются обойти законы РФ, чтобы защитить земляков от уголовного преследования.
Помогут ли жесткие меры
Жесткие ограничительные меры могут дать обратный эффект, считает Андрей Мозолин. Во-первых, экономика не в состоянии полностью закрыть нехватку кадров собственными трудовыми ресурсами.
«Ограничения могут привести к ухудшению ситуации. А ликвидация диаспор, безусловно, будет влиять на ухудшение межнациональных отношений. Надо с ними работать, а не ликвидировать. Почему мигранты обращаются в национальные диаспоры, потому что через них им проще адаптироваться, найти работу и крышу над головой», – сказал Мозолин.
Инициативы с патентами считает здравыми гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «Эта мера не нуждается в комментариях, так надо сделать», – заявил эксперт.
По мнению Журавлева, массовые проверки тоже проводить необходимо, но при этом нужно применять санкции в случае выявления нарушений. «А Васька слушает, да ест. Толку от проверок, как от козла молока. Нужны санкции. Всякая проверка должна иметь последствия, иначе она не имеет никакого смысла», – пояснил эксперт.
Национальные диаспоры
В Курганской области официально зарегистрировано семь национальных диаспор из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Украины, Таджикистана и Узбекистана.
Руководитель Ассамблеи народов Зауралья Вера Соловьева рассказала «ФедералПресс», что члены местных диаспор не нарушают законы, это делают те, кто временно приезжает в регион на заработки.
«В диаспоры входят люди, которые много лет живут в Курганской области, кто-то родился здесь. Мы считаем их местными жителями. Они принимают участие во всех наших акциях, государственных праздниках, оказывают благотворительную и спонсорскую помощь. Не было в диаспорах случаев распространения или употребления наркотиков», – добавила Соловьева.
По мнению собеседницы, институт диаспор – это работающий инструмент контроля за мигрантами. Так, у азербайджанцев и армян в регионе много предприятий: общепит, базы и др. Бизнесмены берут приезжих земляков на работу. «С этими товарищами работа ведется. А кто вне диаспоры, с теми могут быть сложности. Диаспоры выполняют свою функцию. Но при этом считаю, что проверки нужны», – сказала Соловьева.
Переселение соотечественников
Программа переселения соотечественников на деле стала лазейкой для легального въезда в страну мигрантов и получения гражданства РФ. А изначально она задумывалась для переселения из Центральной Азии русских, которым там живется плохо.
«Через год после ухода из этой программы я в Калининграде выяснил, что почти все приехавшие туда по программе являются этническими узбеками. Смысл программы полностью извращен. Она не имеет смысла в таком виде», – заявил Дмитрий Журавлев, который начинал реализацию программы.
Под понятие соотечественники попадают те, кто знает русский язык и разделает принципы русской культуры. По словам эксперта, в представительства и комиссии входят зачастую местные, как правило, они своих родственников отправляют по программе в Россию, а не русских.
«Поэтому русские в Центральной Азии не получили фактически никакой поддержки через эту программу. Что мы делаем? Мы за счет государства узбеков в Россию завозим, даем им жилье, подъемные, выделяем рабочие места. До этого они ехали сами, стояли в очереди, а теперь мы их завозим за государственный счет», – сетует Журавлев.
По мнению спикера, чтобы изменить ситуацию, надо реализовывать программу в том виде, в каком она изначально задумывалась, а также дать более четкое определение понятию соотечественника – этнический русский. На региональном уровне эти вопросы не решаются.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Анастасия Куликовских, Елена Майорова, УралПолит.Ru / Евгений Поторочин
Эксклюзивы «ФедералПресс»