Трейдинговая компания Litasco SA, являющаяся 100%-й «дочкой» «ЛУКОЙЛа», ищет новые рынки сбыта для топлива и рассчитывает наладить продажи в Мексике. Открыв в Мехико свое представительство, она наняла для этого трейдера Юри Каррено, долгие годы отвечавшего за реализацию нефтепродуктов в Pemex. В качестве рынка сбыла Мексика выбрана не случайно: «ЛУКОЙЛ» участвует здесь в нефтяном проекте и считает регион стратегически важным для развития международной деятельности в сегменте Upstream. Чем еще привлекает компанию эта страна – расскажет «ФедералПресс».
Импортер топлива
Государственная нефтегазовая и нефтехимическая компания Мексики Petroleos Mexicanos (Pemex) в последнее время снижает добычу нефти и производство нефтепродуктов, наращивая импорт. Как сообщает «Интерфакс», в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года добыча нефти упала до 1,599 млн с 1,694 млн баррелей в сутки, достигнув 13-летнего минимума, выпуск бензина – на 2,4% до 259 тыс. баррелей в сутки, а дизельного топлива – на 11,9% до 135 тыс. баррелей в сутки. Это негативно отразилось на продажах и прибыли компании, которая сократилась втрое – до 4,7 млрд долларов с 14,3 млрд долларов годом ранее.
В июле текущего года мексиканские НПЗ, принадлежащие Pemex, уронили переработку до 768,7 тыс. баррелей в сутки с целевого показателя в 1 млн баррелей в сутки и в этих условиях страна была вынуждена нарастить импорт нефтепродуктов, который в основном обеспечивают американские компании: в июле он составил около 317,9 тыс. баррелей в сутки по бензину и около 142,2 тыс. баррелей в сутки по дизтопливу. Показатель по импорту, таким образом, приблизился к внутреннему суточному производству: 265,8 тыс. баррелей бензина и 153,5 тыс. баррелей дизтоплива. В купе с задержкой запуска в эксплуатацию нового НПЗ Olmeca в порту Дос-Бокас на побережье Мексиканского залива это продемонстрировало уязвимость местного рынка нефтепродуктов.
В этом смысле открытие офиса «ЛУКОЙЛа» в Мехико может быть весьма выгодно как самой российской компании, так и нуждающейся в топливе Мексике, которая является крупнейшим в Латинской Америке импортером топлива и не собирается сокращать импортные поставки в ближайшее время.
Мексиканский шельф
«ЛУКОЙЛ» начал работать в Мексике в 2017-м, когда наряду с итальянской Eni получил лицензии на нефтегазовые блоки на мелководном шельфе. В 2018-м компании обменялись долями в полученных блоках. А в 2020-м совместное предприятие с участием российской компании открыло здесь нефтяное месторождение.
В июле 2021 года «ЛУКОЙЛ» сообщил о заключении соглашения по покупке за 435 млн долларов 50% доли участия в проекте Блок 4 в Мексиканском заливе, где его партнером выступала входящая в мексиканский конгломерат GrupoBAL компания PetroBal с аналогичной долей. Тогда возглавлявший «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов назвал Мексику стратегическим регионом для развития международной деятельности в сегменте Upstream. Сделка эта была закрыта в начале текущего года на фоне усиливающегося санкционного давления на Россию и обошлась в 685 млн долларов, включая фактически понесенные затраты с 1 января 2021 года в сумме порядка 250 млн долларов. А уже в мае национальной комиссией по углеводородам Мексики была утверждена рабочая программа и годовой бюджет проекта, составивший 539 млн долларов. Таким образом, уже сейчас «ЛУКОЙЛ» является одним из крупных инвесторов нефтегазового сектора этой страны.
В настоящее время «ЛУКОЙЛ» продолжает реализацию своих зарубежных проектов в регионе Ближнего Востока, Западной Африке, Средней Азии и Центральной Америке. В частности, в августе стало известно о близящемся завершении сделки между «ЛУКОЙЛом» и «КазМунайГазом» по купле-продаже 50%-й доли в проекте разработки нефтегазовых месторождений Каламкас-море, Хазар и Ауэзов, расположенных в казахстанском секторе Каспийского моря.
Вместе с тем Болгария усилила давление на компанию, решив перевести НПЗ «ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас» на переработку нероссийской нефти.
На фоне выдавливания российских компаний из Европы планы «ЛУКОЙЛа» по расширению присутствия и диверсификации бизнеса в Центральной Америке выглядят оптимистичными.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева