Разворот на Восток обусловил развитие Сибири как приоритетного региона для экономики России. Правительство рассчитывает, что именно сибирские проекты в будущем будут драйверами промышленности. Но что для этого должно сделать само государство? Дискуссии представителей бизнеса и экспертов на прошедшем на этой неделе Восточном экономическом форуме выслушал «ФедералПресс».
Стимулы для развития
По словам вице-президента «РУСАЛа» Елены Безденежных, компания, для которой Сибирь является приоритетным регионом, поддерживает идею кластерного подхода для регионального развития. Но государство должно решать изначально неучтенные проблемы, создавая стимулы, позволяющие развивать регион ускоренными темпами – именно это сейчас требуется в первую очередь.
«Нам как промышленникам важно видеть, какую продукцию в итоге получает конечный потребитель. Там, где добавленная стоимость, – там основное богатство. Но, к сожалению, цель создания добавленной стоимости не была изначально поставлена во главу угла, хотя именно этот критерий должен быть в качестве определяющего в любом кластере. Теперь это основной наш фокус», – сказала она.
Сегодня «РУСАЛ» обращает внимание на важность налоговых стимулов. Речь, в частности, идет о дифференцировании ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от глубины переработки.
«Если мы не будем таким образом стимулировать производителей на увеличение переделов, мы ничего не добьемся, – уверена топ-менеджер. – «РУСАЛ» занимается модернизацией алюминиевых заводов и увеличением переделов, а параллельно это приводит к развитию всех связанных с предприятиями компании подрядчиков и переработчиков».
Компанию поддержал сенатор от Красноярского края Александр Усс, отметивший, что для России важно получение комплексного эффекта.
«Это значит разворот сырьевых компаний в сторону создания высокотехнологичных производств, сервиса, создания продукции с высокой добавленной стоимостью», – пояснил он.
Условия имеют значение
Как отметила Елена Безденежных, помимо использования налоговых стимулов в России необходимо улучшить условия для привлечения капитала. По ее словам, помимо всего прочего это позволит сократить сроки реализации проектов.
К примеру, сейчас средний срок реализации проекта в горно-металлургической отрасли от момента подписания соглашения до начала производства готовой продукции достигает 7–8 лет, в остальных отраслях – 5–6 лет. Это не устраивает азиатских инвесторов, желающих начать продажи и получать прибыли как можно скорее.
«Нам в России нужно поставить цель сократить сроки реализации инвестпроектов, уменьшив количество препонов и сложностей для инвесторов. Недавно мы показали азиатским партнерам срок реализации проекта от подписания до выхода на готовую продукцию. (…) Никакой азиатский инвестор с его развитыми методами и подходами на таких условиях не придет», – подчеркнула вице-президент «РУСАЛа».
Важность решения данной проблемы заключается еще и в том, что Азиатский регион является не просто потенциальным инвестором, но и ключевым рынком сбыта российской продукции, в частности металлургической, тем более сейчас, когда в условиях ужесточающихся западных санкций российский бизнес развернулся на восток.
«РУСАЛ» уже давно в Азию развернулся. И не только потому, что это 4 млрд человек, очень ценный рынок. Главное, что эти страны растут быстрее, чем остальные, примерно в три раза. У них есть потенциал роста, а за ростом всегда должны тянуться остальные», – отметила Елена Безденежных.
Развитие Сибири и Дальнего Востока
Одновременно с развитием бизнеса, открытием новых производств, способных обеспечить рост российской экономики, в регионах Сибири и Дальнего Востока необходимо решать проблемы демографии. Конечно, соглашаются представители бизнеса и эксперты, в последние годы правительство и региональные власти многое сделали для транспортной доступности, строительства жилья и предоставления льготной ипотеки, повышения качества жизни местного населения, включая возведение объектов социальной инфраструктуры, дорог. Но предстоит сделать еще больше, чтобы экономика регионов была обеспечена еще и квалифицированными кадрами.
«В Сибири сейчас около 9,5 % ВВП страны, при этом доход на душу населения примерно в два раза ниже, чем в европейской части», – отметил главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач.
«Дальний Восток и Сибирь отстают по темпам ввода жилья от среднероссийских показателей где-то на 8 %. Если мы не построим жилье, спортивные центры, дороги, если не сделаем для тех, кто хотя бы остался, привлекательным эти два огромных региона, а это полстраны по территории, то ничего не произведем», – также обратила внимание на проблему Елена Безденежных.
По их мнению, сегодня для полноценного развития региона необходимо изменить правила на рынке.
«Если бы у нас были несколько другие правила, мы определенную часть доходов, которые здесь генерируются, оставляли бы в самом регионе и могли бы использовать для развития ЖКХ и инфраструктуры», – сказал Андрей Клепач.
В этой связи сенатор от Красноярского края Александр Усс счел целесообразным распространить на Сибирский регион опыт управления, имеющийся на Дальнем Востоке. Он заметил, что для развития Дальнего Востока даже создано отдельное федеральное министерство. Во многом благодаря такому вниманию этот регион сейчас стал стратегически важным для России.
«Если мы рассчитываем на прорыв, давайте менять управление этим развитием. Мы говорим о дальневосточном опыте, где сделано действительно много. У Сибири другой масштаб, другие задачи, но тем не менее этот управленческий опыт нужно и можно использовать. Нам нужна национальная, российская структура, которая будет заниматься этим с утра до вечера и будет обладать для этого административными организационными, а желательно и финансовыми ресурсами», – добавил он.
Фото: фотобанк Фонда Росконгресс photo.roscongress.org / Сергей Отрошко
Восточный экономический форум