В России «воротами в город» принято называть вокзалы. Это первое, что видит гость, и по виду здания и прилегающей территории он часто составляет первое впечатление о месте, которое посетил. В случае с железнодорожными «вратами» в Великом Новгороде оно может оказаться двояким. Построенный в сталинское время памятник архитектуры сочетает в себе не только дух характерного для эпохи возведения ампира, но и дух новгородской республики. Само здание относительно недавно отреставрировали. Но оно соседствует с типовыми ларьками, а на исторических постройках висят вывески сомнительного цвета. Есть тут проблемы и с благоустройством. О том, как они появились и как это исправить, – в материале «ФедералПресс».
Чем известен вокзал в Великом Новгороде
Вокзал в Великом Новгороде играет не только транспортную, но историческую роль. Здание признано памятником архитектуры регионального значения и подлежит государственной охране. История его создания имеет много параллелей с историей города, поэтому и прилегающая территория имеет важное значение для жителей.
Новгородский вокзал открыли 21 января 1953 года. Он стал одним из первых крупных общественных зданий в послевоенном военном городе, который только отстраивали среди руин.
За разработку проекта отвечал известный архитектор Игорь Георгиевич Явейн, автор ряда известных в СССР вокзалов. На фоне других вариантов его работа существенно отличалась от других конкурсных проектов благодаря масштабным обращением к архитектурным формам периода Новгородской республики IX–XIV веков. Явейн считал, что вокзал должен в прямом смысле стать «воротами в город» и через архитектуру показать собирательный образ древнего города, где соседствуют облики звонниц, Белых врат и монастырских стен с рельефами ладьи и святого воителя Александра Невского.
Проект Явейна поддержал великий архитектор Щусев, однако московские советы идею «заворачивали» и требовали сделать здание «менее архаичным» и «более современным». Как утверждают специалисты, в те времена это означало, что постройка должна быть приближена к сталинскому ампиру. Автор в итоге пошел на небольшие уступки, «смягчил углы», и проект согласовали. При этом вокзал смог соединить в себе все грани образа древнего Новгорода.
Символы города различимы повсюду. Большие вокзальные часы в арочном проеме отсылают к образу звонниц. В стене вокзала у железнодорожных путей установили настоящий станционный колокол, звук которого был сигнал для отправки поездов. В 1950-х эта традиция уже уходила из жизни. И Явейн в новгородском проекте попытался ее задержать. Железнодорожный колокол был тогда единственным, который действовал в послевоенном Новгороде.
Когда вокзал в Новгороде пришел в упадок
Постсоветскую историю новгородского вокзала можно отсчитывать с 1992 года, когда в здании произошел пожар. Больше всего пострадала южная часть строения. Были уничтожены конструкции перекрытий, зал ожидания, а также комнаты отдыха и ресторан, пользовавшийся популярностью у местных жителей.
«Несколько лет вокзал простоял с выгоревшим залом ожидания и тем местом, где был ресторан», – делится воспоминаниями новгородец Александр Иванович.
Именно тогда, по словам новгородцев, привокзальная территория стала похожа на Шанхай. Вокруг памятника архитектуры появлялись бесчисленные палатки, где торговали съестным, кассетами, цветами и много чем еще. Историческая значимость места тогда волновала немногих.
«Если смотреть на вокзал со стороны проспекта Карла Маркса (нынешний Воскресенский бульвар. – Прим. ред.), то с правого торца был организован шалман под названием «Гудок». Стояли непонятные 1990-е, вокруг пышным цветом расцвели ларьки», – вспоминает администратор сообщества «Великий Новгород – прошлое в фотографии» Герман Марченко.
В начале 2000-х годов архитектурная мастерская «Студия 44» под руководством детей Игоря Явейна провела проектные и реставрационные работы по воссозданию утраченных при пожаре частей интерьера. Основой для проектирования и реставрации стал личный архив автора – его фотодокументы, эскизы, рисунки, рабочие чертежи, в том числе детали и шаблоны, по которым в свое время велось строительство вокзала.
Как улучшить территорию у новгородского вокзала
«Заросшие клумбы, разрушенное тротуарное покрытие, хаотичная торговля из разноцветных ларьков и купав», – так описывает привокзальную территорию директор новгородского «Автобусного парка» Владимир Еремин.
На зданиях, стилистически отсылающих к концу XIX или началу XX века, красуются яркие рекламные вывески «Свежее мясо», «Жар-птица», «Гриль» – и они, по мнению Еремина, совсем не адаптированы к архитектуре исторических построек.
«Железный стенд ржавой рекламной конструкции тоже не украшает наш железнодорожный вокзал и Вокзальную площадь», – считает Еремин.
Архитектор-урбанист, участник движения «Новый город» Светлана Пудина также признает, что на Вокзальной площади «очень много проблем». Это, по ее словам, и плохое асфальтовое покрытие, и плохая пешеходная связность.
«В первую очередь, как мне кажется, нужно решить пешеходные и транспортные проблемы. Разработать схему движения, организованные парковки, сузить проезжую часть. И делать это обязательно в комплексе, вместе с парковкой у «Макдональдса» (сейчас «Вкусно – и точка») и площадью у автовокзала», – указывает эксперт.
Также в «Новом городе» указывают, что на привокзальной территории почти везде установлены высокие бордюры. А это «усложняет передвижение с чемоданом, с детской коляской, пожилым людям, а в некоторых случаях делает невозможным проезд на инвалидном кресле».
По словам Пудиной, ориентированность на пешеходов была бы плюсом проекта реконструкции площади. Он мог бы включать площадки для встречающих, подходы к памятнику Александру Невскому, которые сейчас отсутствуют, как и прямой переход с Воскресенского бульвара.
Светлана Пудина оказывает, что для благоустройства территории в будущем было бы хорошо:
- проработать озеленение;
- создать понятное место для остановки такси;
- оборудовать информационные стенды об исторических зданиях, принять единый дизайн-код для вывесок.
Но главное, замечает урбанист, площадь необходимо очистить от визуального шума: рекламного экрана, висящих проводов, различных ларьков.
«Здание вокзала очень красивое, особенно в последние годы зимой, когда его оформляют к праздникам. Но на самой вокзальной площади задерживаться не хочется. А это ведь первое, что встречает туристов, начало центральной городской оси, и у нее большой потенциал для развития», – указывает эксперт.
В мэрии Великого Новгорода «ФедералПресс» заявили, что в администрацию на состояние асфальтобетонного покрытия на Вокзальной площади жалоб не поступало. Что касается вывесок, то в городе ведется работа по их «приведению к единому дизайн-коду», а макеты по-прежнему согласовываются перед установкой.
«Мероприятия по благоустройству Вокзальной площади в 2023 году не запланированы. Далее будут рассмотрены для включения при достаточном финансировании на 2024 год», – заявил заместитель мэра Великого Новгорода Александр Тимофеев.
Ранее «ФедералПресс» писал о том, где встретить золотую осень в Новгородской области: Детинец, Валдай, Селигер и горнолыжные базы.
Фото: ФедералПресс / Матвей Николаев
Эксклюзивы «ФедералПресс»