В Петербурге представили проект будущего терминала для высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая соединит Москву и Северную столицу. Построить его планируют в центре города – на месте исторических зданий. При этом эксперты уже указывают на недостатки, без проработки которых вокзал ВСМ может стать причиной многих транспортных проблем. О том, каким будет терминал для скоростной магистрали в Петербурге, его плюсах и минусах – в материале «ФедералПресс».
Каким будет терминал для ВСП в Петербурге
Комиссия по внесению изменений в генеральный план Петербурга предусмотрела место под сооружение терминала для высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Северной столицей. «ФедералПресс» уже подробно писал о том, возможно ли ее построить к 2027 году, как сократится время в пути, где найдут поезда и насколько будет востребована дорога.
Под объект выделили территорию за ТРЦ «Галерея», недалеко от Московского вокзала – это зона в районе Невского проспекта, 85А, Лиговского, 50 и севернее Атаманской улицы, 9А. Отмечается, что внесение участка в генплан не означает, что терминал точно появится, но четко указывает на намерения городских властей возвести терминал.
К слову, это не первая попытка построить его в Петербурге. Первая была предпринята в 90-е и закончилась огромным заброшенным котлованом в самом центре города, который потом превратился в ТРЦ «Галерея». «ФедералПресс» подробно писал про эту историю – советуем ознакомиться с материалом.
Функциональная зона выделена для строительства конечного пассажирского терминала. На территории оборудуют железнодорожные подходы и реконструируют горловину и перронный парк станции. Это позволит обеспечить прием и отправление поездов дальнего сообщения.
В середине августа Федеральное агентство железнодорожного транспорта выпустило несколько распоряжений об изъятии земель и зданий для строительства ВСМ. Вот список этих зданий:
- Транспортный переулок, д. 10А;
- Лиговский пр., 60–62, лит. М;
- Фарфоровский пост, 54, к. 2, лит. А;
- Фарфоровский пост, 58, к. 1, лит. А;
Выбранная площадка – единственный вариант для создания терминала ВСМ в центре Петербурга, считает транспортный инженер, автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов.
«Можно было бы рассмотреть Витебский вокзал в качестве тупикового, но он хоть и находится в центре, расположен дальше от основных транспортных артерий. Балтийский, Ладожский и Финляндский для этого совсем не подходят», – указывает Вергазов.
Губернатор Петербурга Александр Беглов, говоря о строительстве нового терминала в центре города, заявил, что проект ВСМ простимулирует дальнейший рост внутреннего туризма и откроет перед Северной столицей новые возможности.
«Повысится востребованность нашего аэропорта Пулково, электрички Московского вокзала будут в большем объеме использоваться для внутригородских перевозок», – отметил губернатор.
Как изменится исторический квартал из-за терминала ВСМ
Летом Александр Беглов пообещал «бережно подойти к строительству нового вокзала». По его словам, отдельные исторические объекты будут интегрированы в состав терминала. При этом на территории будущего терминала сейчас стоят постройки дореволюционного периода, подчеркивает архитектор и историк архитектуры Михаил Мильчик.
«Там есть здания бывшей конфетной фабрики. Формально они, конечно, должны быть сохранены, поскольку по времени относятся к разряду исторических зданий. Однако наше заксобрание приняло решение о лишении их этого статуса для того, чтобы их убрать», – говорит Мильчик.
По его словам, в архитектурном и историческом плане эти здания интереса не представляют.
«С моей точки зрения это, конечно, жертва», – говорит архитектор.
Также на участке будущего терминала находятся кирпичные корпусы складов Кокоревых на Лиговском проспекте. Там, безусловно, присутствует архитектурный образ, говорит Мильчик.
«Более того, это один из самых больших привокзальных комплексов прикладного промышленного характера. И, хотя он формально не стоит на охране как памятник – а я считаю, что он этого статуса заслуживает, – надо сказать, что здание это также историческое», – подчеркивает историк архитектуры.
Мильчик отмечает, что авторы проекта во время его подготовки привлекали экспертное сообщество, организовывали дискуссии, совещания.
«При выборе вариантов мы пришли к выводу, что пусть с некоторым ущербом все корпусы склада Кокоревых можно и нужно сохранить. Они будут включены в состав терминала. Но это потребует изменения в зданиях, так как их функционал существенно изменится», – говорит эксперт.
В один из корпусов заведут одну нить железной дороги и обустроят там платформу. Для этого придется укреплять здание. Объем корпуса, оба фасада сохранятся.
«Это компромиссное решение. Оно несет некоторый ущерб. Но главное, что исторический комплекс будет сохранен», – делает вывод Михаил Мильчик.
Транспортные проблемы терминала ВСМ в Петербурге
Если ориентироваться на представленный проект терминала, то у объекта могут быть серьезные проблемы с транспортной доступностью, считает транспортный инженер Иван Вергазов. Среди потенциальных минусов – отсутствие собственной станции метро у вокзала ВСМ, указывает эксперт.
«Это достаточно важно. Да, в планах есть строительство станции «Лиговский проспект 2», но, когда она появится, до сих пор никто не знает. И даже она не будет интегрирована в терминал, ее просто построят рядом. Это – не выход из метро в вокзал», – говорит Вергазов.
Он надеется, что в будущем проекты новой станции и терминала «увяжут» и вестибюль метрополитена переедет в вокзал ВСМ.
«Но пока я не вижу предпосылок ни со стороны РЖД, ни со стороны городских властей», – подчеркивает инженер.
Он добавляет, что любой вокзал – это нагрузка на транспортную сеть.
«А общественный транспорт туда не подводится совсем. От остановок, которые на Лиговском проспекте, идти до терминала будет достаточно далеко», – говорит Вергазов.
Там далеко примерно от всего – и от станций метро, и от наземного транспорта, комментирует урбанист Аркадий Гершман.
«Разве что удобно будет идти через магазин. И тут вопрос – хотим ли мы усложнять путь людей или, наоборот, хотим, чтобы они экономили время», – подчеркивает эксперт.
Новые остановки, дай бог, появятся, но, скорее всего, нет. Маршруты по Лиговскому тупиковые и заканчиваются на площади Восстания, отмечает Иван Вергазов.
«Наземный транспорт оттуда пассажиров никуда не увозит – кроме Купчино и немного Московского района. Получается, что высокоскоростной вокзал в транспортном смысле будут возводить на задворках», – говорит транспортный инженер.
По его словам, эти проблемы будет достаточно сложно нивелировать.
«Пока что я не вижу комплексных предложений, которые позволят устранить эти недостатки. Понятно, что для этого придется очень сильно перестроить транспортную сеть в этом районе – в первую очередь под общественный транспорт. Потому что личными авто захлебнется любая прилегающая территория. Вот такая патовая ситуация», – делает вывод Иван Вергазов.
Фото: ФедералПресс / Мария Гридина, Полина Зиновьева, Евгений Поторочин
Эксклюзивы «ФедералПресс»