Одна из самых страшных катастроф в истории Чувашии и отечественного речного флота произошла 55 лет назад недалеко от чебоксарской пристани. В результате столкновения на местном рейде трамвайчика и рефрижератора погибли больше полусотни человек. Как это нередко бывает, к непоправимой беде на Волге привела череда случайностей и человеческих ошибок. И если бы хоть одно звено в то октябрьское утро выпало из этой трагической цепочки, то катастрофы, скорее всего, не случилось. «ФедералПресс» рассказывает о виновниках и деталях этой трагедии.
Роковой четвертый рейс: что произошло утром 6 октября 1968
Ранним осенним утром 6 октября 1968 года на внутригородской маршрут «Чебоксары – Торфопредприятие» вышел речной трамвайчик «М-176» (тип «Москвич»), курсировавший между правым и левым берегами Волги. По пути он также заходил на остановочный пункт «Левобережный пляж». Погода в то воскресенье была дождливой.
К восьми утра двухпалубный теплоход, который мог перевозить до 143 пассажиров, уже успел совершить три рейса. Во время них за штурвалом находился капитан-помощник механика В. Никифоров. На четвертый рейс он доверил управление теплоходом рулевому-мотористу А. Бурнашеву.
Тем же утром в начале десятого часа к правому берегу Чебоксар пришвартовался 120-метровый рефрижераторный теплоход «Адмирал Макаров», который следовал из Астрахани в Ярославль. Судно встало на стоянку у контейнерного причала, расположенного в нескольких сотнях метров от городской пристани вниз по Волге. Вскоре из-за сильного порыва ветра на теплоходе сначала оторвался кормовой трос, а потом средний швартовый. В результате чего «Адмирал Макаров» начал разворачиваться в сторону реки. Так как на причале не было груза, несший вахту первый штурман В. Склиманов принял решение отвести теплоход. Примерно в 10 часов он направил «Адмирал Макаров» вверх по Волге параллельно оси судового хода.
В это время «М-176» завершил посадку пассажиров на левобережном пункте «Пляж» и начал обратное движение через реку на правый берег – к пятому причалу пристани Чебоксар. Управлял им Бурнашев. Как затем указывал в информационном письме главный ревизор по безопасности судоходства, капитан Никифоров в тот момент занимался заполнением вахтенного журнала.
Вскоре Бурнашев притормозил свой теплоход, чтобы пропустить «Ракету-41», которая мчалась вверх по Волге по основному судовому ходу. Когда она проследовала мимо, Бурнашев заметил, что сверху вниз по течению «Дон» буксирует две баржи. Тогда он увеличил до полного ход своего «М-176», чтобы быстрее пересечь фарватер.
Управлявший «Адмиралом Макаровым» Склиманов увидел, что справа от него примерно в 500 метрах пересекающимся курсом движется речной трамвайчик, и подал предупреждающий звуковой сигнал. Однако Бурнашев его не услышал, да и сам рефрижераторный теплоход он не заметил, так как его внимание было сосредоточено на баржах справа, и влево он не смотрел. Склиманов, видя, что «М-176» не сбрасывает скорость, еще раз подал сигнал «Предупреждение». Снова безрезультатно. И лишь когда расстояние между судами сократилось менее чем до ста метров, он переключил двигатели сухогруза на режим «Полный назад».
Бурнашев же наконец-то увидел по своему курсу теплоход «Адмирал Макаров», когда до него оставалось порядка 30–35 метров. Он сразу дал задний ход и закричал Никифорову, что им грозит столкновение. Капитан отбросил вахтенный журнал и еще увеличил обороты двигателя на задний ход. Но суда по инерции продолжали неумолимо двигаться навстречу друг другу. В последний момент Никифоров в надежде избежать столкновения переключил двигатель на передний ход, но было уже поздно. Рефрижераторный теплоход выступил своеобразным айсбергом для речного трамвайчика, протаранив его левый корпус форштевнем. От сильного удара «М-176» резко накренился и опрокинулся. В этот момент он второй раз ударился о форштевень «Адмирала Макарова» – уже скуловой частью, получив пробоину в подводной части борта размером 60 на 20 см. Этой небольшой дыры и двух сильных ударов хватило, чтобы пассажирское судно моментально пошло ко дну – буквально в течение пяти минут.
Люди метались в каюте: сколько человек погибло в кораблекрушении
Глубина Волги в том месте, где затонул «М-176», составляла девять метров. До правого берега оставалось плыть еще 175 метров. Есть небольшие разночтения, сколько пассажиров находилось на трамвайчике в момент столкновения. По одним данным, судно перевозило 61 человека. Изучавший материалы уголовного дела судья в почетной отставке Герман Ксенофонтов писал, что пассажиров было 65 («Судебный вестник Чувашии», 2014 год, № 3). Так или иначе, по числу погибших расхождений нет – в результате кораблекрушения 6 октября 1968 года на рейде у Чебоксар погиб 51 человек.
По словам Германа Ксенофонтова, в то холодное дождливое утро подавляющее большинство пассажиров, среди которых были и дети, спустились в носовой трюм. А спастись сумели лишь те, кто во время столкновения находился на верхней палубе. В интернете можно встретить информацию со ссылкой на свидетельства очевидцев, что в реку в месте ЧП оперативно погрузился водолаз, но он был бессилен помочь метавшимся в каюте людям.
Сразу после трагедии удалось поднять 48 тел, еще трое человек числились пропавшими без вести. Позже два трупа выловят в районе Мариинского Посада, один так и не будет найден. Опознание погибших проводили в фойе Чувашского драмтеатра, куда привезли тела.
Среди жертв кораблекрушения в основном были местные – жители городов Чебоксары и Канаш, поселков Сосновка, Торфопредприятия и Северный, деревень Ермаково, Кокшакассы и Пятино. Также были погибшие из Москвы.
Разумеется, весть о трагедии моментально облетала город. Чебоксарцы приходили на пристань, наблюдали за подъемом затонувшего трамвайчика – его извлекли из реки уже вечером 7 октября. Но местные СМИ молчали. Лишь 9 октября «Советская Чувашия» напечатала короткое соболезнование без каких-либо подробностей. Спустя три дня в этой же газете появилась информация о гибели 6 октября старейшего коммуниста Чувашии Анны Ягодкиной (она была среди утонувших на «М-176»), а также об отмене указа о награждении почетной грамотой начальника порта Чебоксар. В начале декабря (в том месяце уже шел суд по этому делу) издание опубликовало короткую заметку о столкновении речного трамвайчика с самоходной баржей «Адмирал Макаров».
Близким погибших местные власти выплатили единовременную помощь – от 50 до 300 рублей. Без родителей остались пятеро детей: трех из них отправили в детские дома, двух взяли под опеку родственники.
Герман Ксенофонтов обращал внимание на тот факт, что у жертв во время опознания практически не было бумажных денег, только мелкие монеты. Что удивительно – многие пассажиры в то воскресенье направлялись в Чебоксары на рынок. По мнению Ксенофонтова, деньги присвоили себе работники морга.
Как наказали виновных в столкновении «М-176» и рефрижератора у Чебоксар
В тот же год начался судебный процесс. Он проходил в закрытом режиме во дворце культуры им. Хазангая и продлился месяц. Главными виновниками трагедии признали тех, кто управлял судами.
Как установило следствие, Бурнашев в то утро был с похмелья. Он и его начальник Никифиров полностью признали свою вину. Суд назначил им максимальное наказание, предусмотренное ст. 85 ч.1 УК РСФСР (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта), приговорив к 15 годам лишения свободы.
А вот Склиманов, управлявший рефрижератором, своей вины не признавал. Как отмечали очевидцы, на заседаниях он вел себя вызывающе. Он считал, что со своей стороны сделал все для предотвращения столкновения, виня в нем исключительно Бурнышева и Никифорова. Однако суд также признал его виновным, отправив в колонию на семь лет.
Но наказали не только судоводителей. После этого ЧП уволили с работы капитана рефрижераторного парохода, начальника чебоксарской пристани, заместителя начальника Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП) и инспектора судоходной инспекции Чебоксарского участка. А начальник ВОРП получил строгий выговор с предупреждением.
Что стало с затонувшим трамвайчиком и протаранившим его сухогрузом
Поднятый со дна трамвайчик «М-176» (а построен он был в 1955 году в Москве) отремонтировали и в 1970-х под именем «Салют» передали в Марий Эл. Сначала он базировался в Козьмодемьянске и принадлежал местному заводу «Потенциал». Затем в 80-е годы прошлого века его приписали в Звенигово, где он числился за Марийским механическим заводом, а позже его эксплуатировал «Мариэнерго».
В нулевые «Салют» снова поменял прописку и владельцев. Теплоход курсировал на рейсах в Казани и во втором десятилетии нашего века, принадлежа уже частным лицам. Сейчас судно не эксплуатируется, находясь в холодном отстое.
Рефрижераторный теплоход «Адмирал Макаров» (1941 года постройки, Сталинград) после катастрофы проработал еще несколько лет, пока его не списали весной 1976 года. Затем судно разрезали и утилизировали. Отметим, что имя прославленного адмирала, погибшего во время русско-японской войны, присвоили знаменитому ледоколу, который построили в 1975 году.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал об одной из самых страшных катастроф в Приморье, где полвека назад затонула подлодка К-56. Также рекомендуем прочитать материал «Выпускник открыл огонь: хроника страшной трагедии в ижевской школе № 88».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова