Ровно 63 года назад, 11 октября 1961 года, Советский Союз провел первые подземные ядерные испытания на Семипалатинском полигоне в Казахстане. «ФедералПресс» рассказывает о том, как проходил этот эксперимент, и какие последствия он имел для окружающей среды и здоровья людей.
Первые испытания в Семипалатинске
Это первый и один из самых крупных ядерных полигонов СССР, также известный как «СИЯП» – Семипалатинский испытательный ядерный полигон. В среде специалистов он получил неофициальное название «двойка».
Экспериментальная площадка расположена на границе Семипалатинской (ныне Абайской), Павлодарской и Карагандинской областей Казахстана, в 130 км от Семипалатинска (ныне Семея), на левом берегу реки Иртыш. Площадь полигона составляет 18 500 квадратных километров. На его территории находится ранее закрытый город Курчатов, названный в честь советского физика Игоря Курчатова – ранее он носил названия Москва-400, Берег, Семипалатинск-21 и станция Конечная.
Первое испытание ядерного оружия в Советском Союзе произошло здесь в 1949 году. Создание полигона было важной частью атомного проекта, и выбор его местоположения оказался удачным. Рельеф местности позволял проводить подземные ядерные взрывы как в штольнях, так и в скважинах.
Семипалатинский ядерный полигон:
- был активен с 1949 по 1989 год,
- проведено как минимум 468 ядерных испытаний,
- взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств,
- из них – 343 подземных устройства (215 в штольнях и 128 в скважинах).
Общая мощность ядерных зарядов, испытанных на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1963 год, превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, в 2500 раз. В результате радиоактивные облака и газовая фракция распространились за пределы территории и вызвали радиационное загрязнение во всем восточном Казахстане.
11 октября 1961 года на полигоне был проведен первый подземный ядерный взрыв в СССР, который ознаменовал новую эпоху в ядерных испытаниях страны. Позже, после вступления в силу Международного договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах – в воздухе, космосе и под водой, подписанного в 1963 году в Москве представителями СССР, США и Великобритании, полигон стал использоваться только для подземных взрывов.
В 1991 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. После этого территория была переведена в состав земель запаса. Карагандинская область получила 131,7 тысячи гектаров, Павлодарская область – 706 тысяч га, а Восточно-Казахстанская область – 978,9 тысячи га.
Как готовились к подземным взрывам
Ядерное испытание № 117 в штольне В-1 стало первым подземным ядерным испытанием, проведенным в СССР. Его целью была отработка методики испытаний новых образцов ядерных зарядов в подземных условиях и проверка способов и средств дальнего обнаружения подземных взрывов. По данным ученых того времени, энерговыделение взрыва составило одну килотонну, а мощность – 20 килотонн.
«Событие, произошедшее 11 октября 1961 года, является, безусловно, знаковым моментом в истории нашей страны. Взрыв провели для отработки методики испытаний новых образцов ядерных зарядов в подземных условиях, а также для проверки способов и средств дальнего обнаружения подземных взрывов. США начали подобные испытания на несколько лет раньше и успели произвести к тому времени уже более 20 ядерных подземных взрывов. В тот день Советский Союз сделал первый практический шаг к использованию новой, тогда еще плохо изученной технологии ядерных взрывов под землей», – рассказал журналисту MASHNEWS доцент отделения ядерно-топливного цикла Томского политехнического университета Юрий Чертков.
Штольня для проведения испытаний была проложена в скальном массиве полигона. Ее протяженность составляла 380 метров, а камера взрыва находилась на глубине 125 м.
Для передвижения заряда по штольне построили рельсовую колею. За 40 метров от места планируемого подрыва была также возведена бетонная стена с отверстием в виде трубы. Она была нужна для вывода гамма-излучения и нейтронного потока, которые затем планировалось считывать специально установленными датчиками.
Собранные данные затем передавались по проводам на командный пункт, который находился в 5 км от штольни. Всего было установлено три препятствия («забивки») на пути распространения взрывной волны. На участках с препятствиями разместили приборные боксы с измерительной аппаратурой. Другие измерительные приборы располагались в разных точках по всей штольне. Предполагалось, что после взрыва давление в штольне достигнет нескольких миллионов атмосфер.
Эпицентр отметили красным флагом, который был установлен на вершине горы, над местом взрыва. Кроме того, вблизи эпицентра перед взрывом оставили подопытных животных.
Ход эксперимента
11 октября 1961 года в заданное время с командного пульта был подан радиосигнал, активирующий сотни приборов различного типа, а также инициирующий взрыв ядерного заряда. В момент детонации поверхность горы в районе взрыва поднялась на 4 метра, также образовалось пылевое облако, вызванное камнепадом.
В результате после взрыва радиоактивные продукты и огненный шар не вырвались наружу. Дозиметристы и рабочие вошли в штольню и обнаружили, что большая часть конструкции и приборные боксы остались неповрежденными. На участке даже не нашли радиоактивного заражения.
Несмотря на это, взрыв был мощным, толчки земли ощущались за десятки километров. По словам жителей близлежащей части Сибири, люди были удивлены и предположили, что произошло землетрясение. В те времена о ядерных испытаниях их никто не предупреждал.
Последствия подземных испытаний
После завершения эксперимента ученым удалось установить, что ядерный взрыв под землей имеет существенные отличия от взрыва с использованием тротила. Трещины, через которые могли бы выходить большие объемы газов, не образовались. Также не потребовалось использование изолирующего противогаза в штольне. К тому же, через несколько часов после взрыва в эпицентре началось исчезновение радиоактивных инертных газов.
По некоторым данным, в результате взрыва 1961 года сотни местных жителей подверглись различным дозам радиационного облучения, что привело к проблемам со здоровьем, развитию онкозаболеваний и даже преждевременной смерти части людей. Однако официальные данные по этой проблеме отсутствуют.
В 1989 году казахстанский общественный деятель Олжас Сулейменов основал движение «Невада – Семипалатинск», которое объединило жертв ядерных испытаний из СССР, США (там аналогичный полигон располагался в штате Невада) и других стран мира. С тех пор ядерные испытания на полигоне прекратились.
К 2009 году радиоактивный фон в опасных зонах достигал уровня 10–20 миллирентген в час. Официально комплекс был закрыт в 1991 году, но некоторые участки до сих пор имеют повышенный уровень радиации. При этом территория бывшего ядерного полигона не охраняется и до 2006 года даже не была обозначена на картах.
Семипалатинский полигон является единственным в мире местом, где люди живут и занимаются скотоводством на территории ядерных испытаний. Район также регулярно посещают туристы, в том числе организованными группами.
Пострадавшими от ядерных испытаний в Семипалатинске признаны более 1 млн 300 тысяч человек. Однако удостоверения, подтверждающие права пострадавших, получили лишь чуть больше миллиона из них. Только в 2005 году под давлением общественности и по рекомендации парламента Казахстана были начаты работы по маркировке границ полигона бетонными столбами. В 2008 году начались работы по созданию инженерной защиты для отдельных наиболее загрязненных участков полигона, чтобы по ним не передвигались люди и скот.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, будут ли в современной России проводить ядерные испытания.
Фото: НП «Викимедиа РУ»* / Александр Лискин / CC-BY-SA 3.0, НП «Викимедиа РУ»* / Иван Быков /Creative Commons Attribution 3.0 Unported, НП «Викимедиа РУ»* / Ralf Roletschek / Creative Commons Attribution 2.0 Generic
*18 МАРТА 2024 ГОДА ОРГАНИЗАЦИЯ ВКЛЮЧЕНА МИНЮСТОМ РФ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.