Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Специальные налоговые режимы для стартапов в Москве. Как это работает? 

Девушка в офисе
В Москве уже год действует автоматизированная упрощенная система налогообложения для малого бизнеса

В Москве уже год действует автоматизированная упрощенная система налогообложения для малого бизнеса. Ей могут воспользоваться предприниматели и компании, зарегистрированные в столице. Численность сотрудников не должна превышать пяти человек, а годовой оборот – 60 млн рублей. «ФедералПресс» разобрался, как работает этот режим, поговорил с экспертами и опросил предпринимателей, которые им воспользовались.

Что такое автоматизированная упрощенная система налогообложения

Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) начала действовать с 1 июля 2022 года. Она доступна предпринимателям не только в Москве, но и в Московской и Калужской областях, а также Республике Татарстан. Эксперимент должен продлиться до 31 декабря 2027 года.

Столичные бизнесмены за год действия этой системы пополнили бюджет города на 114,3 млн рублей. Это составляет 54 % всех поступлений от АУСН в бюджеты российских субъектов, рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов рассказал. В том числе за первые полгода применения режима поступления от малого бизнеса после использования АУСН составили 9 млн рублей.

Тем, кто перейдет на АУСН, не нужно будет подавать декларации и отчеты в налоговую, и подготавливать документы для внебюджетных фондов. Также предприниматели будут избавлены от взносов за медицинское, социальное и пенсионное страхование работников – их компенсирует бюджет.

Налоги по АУСН рассчитываются каждый месяц, уведомление от налоговой придет в личный кабинет налогоплательщика 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а деньги нужно будет заплатить до 25-го числа месяца.

Кто может воспользоваться АУСН

Упрощенной системой налогообложения могут воспользоваться предприниматели и компании с числом работников не более пяти человек. Здесь считаются все взаимодействующие с бизнесом лица: работники, трудоустроенные по трудовому договору, совместители и физлица с гражданского-правовыми договорами. Всем работникам зарплата должна приходить безналично, они обязаны быть налоговыми резидентами России.

Годовой доход бизнеса не должен быть выше 60 млн рублей, а остаточная стоимость на счетах организаций не более 150 млн рублей. Также бизнес не должен иметь филиалов или обособленных подразделений и завести расчетный счет только в уполномоченных банках. Их список доступен на сайте Федеральной налоговой службы.

Кроме того, бизнес может быть зарегистрирован в любом экспериментальном регионе, а торговлей он может заниматься в любой другой области.

Кардинальное снижение издержек и сокращение отчетности

Независимый экономист Андрей Бархота отмечает, что Москва остается не только лидером по числу и масштабу деятельности предприятий микробизнеса, но также по максимальному благоприятствованию малым формам предпринимательства.

«Вопрос администрирования налогов является одним из самых существенных, как на операционном, так и на стратегическом горизонте малого и микробизнеса. В этом отношении АУСН как нельзя лучше вписалась в перечень стимулов развития предпринимательства города Москвы», – заявил кандидат экономических наук в беседе с «ФедералПресс».

По его словам, этот режим повлиял на появление новых бизнесов, а также улучшил финансовый цикл уже существующих.

«Главные плюсы состоят в кардинальном снижении издержек по налогам и их администрированию. Малые формы предпринимательства, находясь в режиме АУСН, смелее наращивают объемы материальных и человеческих ресурсов, быстрее переходят от режима стартапа к поступательному развитию бизнеса», – пояснил эксперт.

АУСН заточена на максимальное сокращение отчетности для малого бизнеса и улучшения жизни предпринимателей, отмечает руководитель налогового управления «Аудит Групп», эксперт Московской торгово- промышленной палаты Дмитрий Голубев.

«Самым главным плюсом я считаю нулевые ставки по страховым отчислениям за персонал. Минимальный список налоговой отчетности и отсутствие необходимости бухучета по стандартам закона об бухучете. Ряд операций по доходам и расходам, конечно, нужно будет вести, но для бизнеса это не будет требовать затрат на постоянного бухгалтера. Нужно будет только подбивать раз в месяц книгу учетов доходов и расходов», – добавил он.

В Москве зарегистрировано более 878 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Они обеспечивают работой более 36 % трудоспособного населения Москвы.

Эксперт МТПП в качестве одного из минусов назвал невозможность совмещения АУСН с другим режимом налогообложения. При этом такого ограничения нет для обычного режима упрощенной системы налогообложения. Кроме этого от перехода на АУСН бизнес останавливают повышенные ставки.

«Если брать АУСН, то ставки по доходам – это 8 %, а по расходам – 20 %. В УСН же ставки составляют 5 % и 15 % соответственно», – добавил Голубев.

АУСН хотят применять во всех всех регионах

Эксперимент по применению АУСН в 2022 году показал хорошие результаты, полагают в Минфине и хотят, чтобы бизнес мог использовать его во всех регионах.

«Спецрежимом воспользовались более 7 тыс. налогоплательщиков, и по результатам этого эксперимента мы будем рассматривать распространение его на все остальные регионы», — сказал глава министерства финансов Антон Силуанов.

Положительно смотрят на расширение эксперимента в Федеральной налоговой службе. Там, считают, что регионы должны сами решать, вводить этот режим в своих субъектах или воздержаться от этого. На сегодня девять тысяч предприятий и индивидуальных предпринимателей малого бизнеса перешли на АУСН, заметил глава ФНС Даниил Егоров.

АУСН стали использовать все активнее

Промышленный эксперт и кандидат экономических наук Леонид Хазанов считает, что бизнесмены активно переходят на АУСН, поскольку эта система зарекомендовала себе с положительной стороны.

«В общем-то это неудивительно, ведь благодаря АУСН расчет взимаемого налога производиться специальной программой и не надо его считать вручную. Также предприниматель не платит взносы в социальные фонды, за исключением взноса за травматизм сотрудников», – добавил эксперт.

Хазанов напомнил, что объем отчетности у предпринимателей сокращается до минимума благодаря тому, что вся необходимая информация поступает в налоговую из банка или личного кабинета налогоплательщика.

«Тем самым облегчается деятельность предпринимателя при сохранении для него небольшой налоговой нагрузки», – сказал Хазанов.

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.