Top.Mail.Ru
Энергетика
Москва
0

Энергетика против угроз и невежества: каковы ключевые векторы развития ТЭК России

энергофорум
Ключевой темой шестого энергетического форума стала «Новая реальность мировой энергетики: создавая будущее».

«Российская энергетическая неделя» (РЭН), организованная 11–13 октября в Москве, обозначила ключевые векторы развития топливно-энергетического комплекса страны. Они были озвучены на пленарном заседании президентом РФ Владимиром Путиным и станут приоритетами на многие годы вперед, обеспечивая рост в отрасли. Удастся ли нефтяникам выполнить поставленные задачи? «ФедералПресс» изучил вопрос.

Побежденные санкции

Ключевой темой шестого энергетического форума стала «Новая реальность мировой энергетики: создавая будущее». Поэтому его участники – а это свыше 4 тыс. делегатов из более чем 60 стран мира – говорили не только о санкциях и угрозах, но и об успехах, которых удалось достигнуть российской энергетике за короткое время в условиях беспрецедентного давления со стороны Запада.

Обозначив четыре главных элемента энергетической трансформации – это обеспечение топливными ресурсами национального рынка, развитие глубокой переработки нефти и газа, формирование технологического, кадрового и финансового суверенитета в отрасли и расширение географии экспорта, – Владимир Путин подчеркнул, что по многим из них не просто ведется работа, но и достигнут значительный прогресс.

В частности, глава государства отметил успехи реализации стартовавшей в 2021 году программы социальной газификации, нацеленной на обеспечение природным газом всех населенных пунктов России, к которым подведены газопроводы, и с некоторых пор являющейся бессрочной. («Предлагаю расширить перечень граждан, которые могут получать субсидию на газовое оборудование и его установку, а именно: внести в этот перечень и участников специальной военной операции и членов их семей, а также инвалидов первой группы и семьи, которые воспитывают детей-инвалидов», – сказал в этой связи Владимир Путин). Кроме того, в единую систему газоснабжения планируется включить газотранспортные системы запада и востока России, объединив газопроводы «Сила Сибири» и Сахалин – Хабаровск – Владивосток, а также строящую «Силу Сибири – 2» для газоснабжения регионов Сибири и Дальнего Востока. С запуском СПГ-проекта и газопровода-отвода Волхов – Мурманск – Белокаменка газ получат жители Камчатки и Мурманской области с Карелией.

В сегменте создания продукции с высокой добавленной стоимостью уже введен в эксплуатацию нефтехимический комбинат в Тобольске, увеличивает мощность Амурский газоперерабатывающий завод, сооружаются комплекс по производству СПГ и переработке газа в Усть-Луге и Амурский газохимический комплекс.

Для успешной реализации всех проектов в России необходимо наладить производство критически важного оборудования. Эта работа ведется и началась не сейчас, в условиях санкций, а на протяжении почти 10 лет – с 2014-го. С тех пор, по словам президента, был освоен выпуск более чем 140 видов продукции: техника для бурения и добычи углеводородов, теплообменное оборудование, катализаторы и реагенты, высоковольтные кабели и переключатели... В этой связи Владимир Путин высказался о необходимости ускорения перехода к отечественным системам стандартизации в нефтяной отрасли, что должно дать дополнительные стимулы процессу импортозамещения.

Комментируя «ФедералПресс» этот тезис, учредитель АНО «Центр международного взаимодействия и сотрудничества», член экспертного клуба «Дигория» Алексей Малинин отметил, что внедрение российских систем стандартизации является «важным шагом на пути к переоценке российской нефти и нефтепродуктов вне привязки к доллару США, что будет способствовать укреплению позиций России в сфере ТЭК. Кроме того, российская система стандартизации в технологиях и расчетах будет способствовать решению многих операционных трудностей, как в процессе добычи, так и в процессе торговли энергоносителями».

«Системы стандартизации призваны увеличить прозрачность нефтяной отрасли с целью улучшения прогнозирования – как текущего предложения сырья, так и будущей добычи», – добавил в этой связи в комментари «ФедералПресс» Дмитрий Скрябин, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал».

Говоря о важности обеспечения экспорта не только энергетических технологий, но и ресурсов, Владимир Путин выразил непонимание позиции западных стран, отказывающихся покупать российские нефть и газ.

«Взорвали «Северные потоки» ‒ никто не расследует. Меня удивляет позиция многих европейских стран: это же явный акт международного терроризма, причем, судя по всему, на государственном уровне. (…) Отказываются от нашего газа ‒ вопрос: зачем? Смотрите, мы имеем две трубопроводные системы через территорию Украины: одна работает, транзит идет, наш газ в Европе получают, Украина взяла и закрыла второй маршрут. Ну послушайте, она же деньги получает из Европы ‒ ежемесячно 4–5 млрд долларов, частично из США, но в значительной степени из Европы. (…) Или поляки взяли и закрыли «Ямал – Европа» ‒ огромный маршрут, – сказал президент. – Я хочу обратить внимание на то, что мы и так поставляем в Германию через территорию Украины. [Газ] приходит в Австрию – хаб «Баумгартен» называется, оттуда распределяется потребителям практически по всей Европе. Думаю, что и до Германии доходит. Но «Северный поток – 2» – это напрямую в Германию. Одна нитка не пострадала, это 27,5 млрд кубических метров по году, достаточно только нажать кнопку. Но для этого нужно решение правительства Федеративной Республики Германия. Они предпочитают покупать все на 30 % дороже и не пользоваться нашими энергоресурсами. Ну это их выбор».

О результатах такого выбора известно всем, на площадке РЭН Владимир Путин озвучил их еще раз: спад экономики и уровня жизни населения во всех ведущих промышленно развитых странах Европы, включая ту же Германию, в то время как Россия демонстрирует очевидный рост. Кстати, по словам исполнительного директора Международного энергетического агентства Фатиха Бирола, нынешние цены на газ в Европе в четыре раза выше, чем в США, и в три раза выше, чем в Китае, что ставит под угрозу существование многих отраслей тяжелой промышленности, в которой заняты миллионы человек.

Если Европа не хочет покупать российский газ, он идет на Восток: по словам Владимира Путина, в 2025 году газопровод «Сила Сибири» выйдет на проектную мощность 38 млрд кубометров газа в год, в прошлом году подписан контракт по еще одному маршруту в Китай – дальневосточному, пропускная способность которого составит 10 млрд кубометров газа в год, обсуждаются перспективы поставок газа через Монголию, идут стабильные поставки газа по «Турецкому потоку» через Черное море, недавно началась транспортировка газа в Узбекистан по газопроводу Средняя Азия – Центр. Кроме того, отметил в кулуарах РЭН вице-премьер России Александр Новак, интересуется российским газом Иран, рассматривая создание энергетического хаба и своповые поставки.

«У них есть запрос на позиции. Пока рано говорить об объемах. Идет проработка вопроса», сказал он.

Так что, как заявляют эксперты, «России выгодно работать с теми, кто уже скоро станет лидером, чем пытаться образумить тех, кто перестанет им быть. Глобальная санкционная война, которую Запад развязал против России, кардинально изменила рыночные процессы. Европейские страны, которые на протяжении десятилетий развивались и процветали благодаря нашим ресурсам, попали в яму, которую рыли для России, и быстро впали в стагнацию. Вашингтон и его сателлиты надеялись сломить ТЭК России и разрушить экономику нашей страны, но в итоге агрессивная политика Запада обернулась потерями для ЕС».

По словам Алексея Малинина из «Центра международного взаимодействия и сотрудничества», интересно наблюдать за тем, как официальные лица стран «коллективного Запада» вводят запрет на экспорт трубопроводного газа из России и заявляют о том, что Европа может существовать без российских энергоресурсов, в то время как за первую половину 2023 года Россия оказалась на первом месте в списке стран, у которых ЕС импортирует СПГ, поскольку на него не наложен запрет.

«По данным даже BBC News, с января по июль 2023 года европейские страны приобрели 22 млн кубометров СПГ из России – объем импорта в аналогичный период 2021 года составил 15 млн кубометров. Кроме того, мы видим все больше новых проектов в сфере СПГ. Так, например, Леонид Михельсон заявил о решении увеличить общую мощность трубопровода для СПГ до Мурманска до 40 млрд кубометров, что является показателем высоких темпов роста в данной отрасли. Что же касается нефти и нефтепродуктов, то действительно, сейчас идет серьезная переориентация на новые рынки потребления, в частности, за 2023 год на 44 % по сравнению с прошлым годом был увеличен экспорт нефти в КНР, ведется активное сотрудничество со странами Средней и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, прорабатываются новые ветви сотрудничества со странами Латинской Америки. Тем не менее переориентация сказывается только на вопросах экспорта, в то время как развитие технологий и, самое главное, добыча нефти практически не пострадали. Например, сегодня возникает все больше феноменов «затоваривания» НПЗ, как, например, в случае с Киришским НПЗ компании «Сургутнефтегаз», но, с другой стороны, это говорит о стабильно высоком уровне добычи. Ключевым в этой отрасли, по моему мнению, является необходимость наращивать экспорт нефти и нефтепродуктов в незападные страны. На мой взгляд, работу российского ТЭК сегодня следует охарактеризовать как эффективную», – прокомментировал он.

ОПЕК + стабилизация

Сегодня Россия действительно находит поддержку на всех континентах. Впервые приехавший на РЭН премьер-министр Ирака Мухаммед Судани назвал Владимира Путина «мудрым правителем», «очень правильно реагирующим на возникающие вызовы, которые приводят к появлению новых возможностей для развития». Ирак и Россия, с его слов, нуждаются в совместной координации по разным направлениям, в том числе в рамках инициативы ОПЕК+ по сокращению добычи нефти и сохранению равновесия, баланса между спросом и предложением на мировом рынке.

«Этот механизм способствует стабилизации рынков, стабилизации цен на рынках, и работа в рамках этого механизма направлена на стабилизацию не только цен, но и всего мирового рынка в интересах потребителей, инвесторов и производителей в равной степени», – отметил он.

«Именно поэтому страны-участницы ОПЕК+ полностью выполняют взятые обязательства и успешно справляются со всеми вызовами. Уверен, координация действий партнеров по ОПЕК+ продолжится. Это важно для предсказуемости нефтяного рынка, а в конечном итоге для благополучия всего человечества, потому что от мировой энергетики зависят темпы экономического роста, а значит, и благосостояние людей», – сказал, в свою очередь, российский лидер.

В целом, как считают в России, сейчас нефтяной рынок вполне сбалансирован.

«Сейчас рынок сбалансирован. Ситуация меняется постоянно, каждый месяц в зависимости от спроса, который отличается в осенний и зимний период. Будем смотреть», – прокомментировал ситуацию на рынке Александр Новак.

Чтобы обеспечивать необходимые потребности рынка и поддерживать баррель, необходимы инвестиции в отрасль. Между тем, по мнению заместителя главы «Газпрома» Олега Аксютина, причиной нынешнего мирового энергетического кризиса является недоинвестирование нефтегазовой отрасли, к которому привели навязанные представления Запада о необходимости забыть о нефти и газе и развивать нетрадиционные источники энергии – понятия о нетрадиционности там, как известно, весьма распространены.

Впрочем, как считает эксперт Алексей Малинин, на сегодня ярко выраженного недостатка инвестиций в нефтегазовой отрасли России точно нет.

«Возможно, существуют какие-либо исключения в виде отдельных проектов, но в целом недостатка в инвестициях нет. Как мы видим, акции продолжают подниматься в цене, что говорит о заинтересованности в инвестициях в российский ТЭК. Так, например, акции ПАО «Лукойл» 11 октября выросли на 3,6 %», – сообщил он.

Как прокомментировал «ФедералПресс» портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин, «можно говорить о том, что российский ТЭК в целом адаптировался под изменение условий работы. Потребности нефтегазовой отрасли в дополнительном инвестировании в текущей ситуации выглядят средними – не выше производственного сегмента. Но на горизонте нескольких лет вперед можно говорить о том, что для соответствия росту спроса на нефть инвестиции в добычу должны быть существенно увеличены глобально по миру, в том числе и в РФ».

Зеленые vs углеводороды

Зато достижение углеродной нейтральности к 2050 году за счет отказа от ископаемого топлива потребует неподъемных инвестиций, заявили на площадке РЭН специалисты.

«По нашим оценкам, сценарий «чистый ноль» выглядит неподъемным для мировой экономики. Масштабы требующихся уже в ближайшее время на многие годы вперед инвестиций в низкоуглеродное развитие технологий превышает 7–8 % ВВП, что авторитетные исследователи энергоперехода считают маловероятным, – сказал генеральный директор Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России Алексей Кулапин. – Возможным компромиссом может стать энергопереход по сценарию «рациональный технологический выбор» при более интенсивном росте поглощающей способности за пределами ТЭК. При этом важную роль может сыграть не только увеличение поглощающей способности экосистем, но и наращивание систем прямого поглощения СО2 из воздуха в развитом мире».

Отметив, что «зеленые» в мире занимаются «благородным делом в стремлении к сохранении климата и жизнеспособности планеты, Владимир Путин на площадке РЭН заметил, что в России самая «зеленая» структура энергетики.

«У нас почти 20 % уже – это атомная энергетика, 19,7 – примерно столько же, чуть поменьше – это гидроэнергетика. (…) 2% – это возобновляемые источники, а 43 % – это газ, это самый высокоэкологичный вид топлива среди углеводородов. У нас самая, одна из самых «зеленых» структур энергетики в мире», – подчеркнул глава государства.

Кстати, о необходимости развития таких проектов говорили участники одной из сессий, и не просто рассказывая о выполненных задачах, но и призывая к обеспечению господдержки частных инвесторов.

«Когда мы говорим, что нужны государственные решения, государственные программы поддержки и возврата инвестиций, всегда натыкаемся на какое-то непонимание. Но на рынке сейчас не строит никто: ни тепловая генерация не строится новая, ни возобновляемая. Все строят через ДПМ (договор предоставления мощности. – ред.) и спецмеханизмы», – сказал операционный директор ЭН+ Михаил Хардиков.

А министр энергетики России Павел Сниккарс его поддержал:

«У нас нет ни одной станции, построенной частным инвестором, – все станции построены с мерами господдержки. (…) Есть станции, ставшие частными, а построены они были государственными решениями из бюджета с учетом всех эффектов», – заметил он.

***

В целом, как неоднократно отмечалось в ходе мероприятий РЭН, сегодня Россия – одна из немногих стран, в полной мере обеспечивающая свои растущие потребности в топливе и энергии, в отличие от западных стран, объявивших ей энергетическую войну и повязших в собственном энергетическом болоте. Обеспечение национальных интересов страны на фоне расширения взаимодействия с государствами, которые видят в России надежного партнера, будет оставаться приоритетом. И не потому, что ее к этому подталкивают западные санкции. А потому что Россия всегда выступала за взаимовыгодное сотрудничество, против угроз и невежества.

Фото: РИА Новости / Григорий Сысоев

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.