Большая часть россиян покупает машины в кредит, при этом ставка может быть близка к 20 %. Помимо этого, комиссия за оформление кредита у крупных автодилеров составляет 9 % от размера кредита. Как в Союзе автомобилистов России решили с этим бороться – в материале «ФедералПресс».
Что происходит на авторынке
По данным «Автостата», средняя стоимость нового легкового автомобиля в августе этого года составила порядка 3 млн 130 тысяч рублей, цена подержанного авто в сентябре – свыше миллиона рублей. За 9 месяцев 2023 года в РФ продали более 906 тысяч новых автомобилей и свыше более 4,5 млн – с пробегом. С января по июнь 2023 года выдано кредитов на машины на 499,8 млрд рублей – это на 61,4 % больше, чем за такой же период 2022 года.
Как сообщил вице-президент Союза автомобилистов России Антон Шапарин, автокредиты обходятся все дороже, так как ставка зачастую превышает 18 %. При этом повышение ключевой ставки – далеко не единственный фактор роста цен.
«Комиссия за оформление у крупных автомобильных дилеров достигает 9 % от размера кредита. Естественно, в конечном итоге эти расходы банка на продвижение кредитного продукта перекладываются на покупателя автомобиля», – написал он в телеграм-канале союза.
В сумму кредита закладывают также и стоимость навязанных продуктов и услуг. Сюда входят страховые продукты, карты помощи на дороге, аксессуары, оборудование. Размер кредита вырастает на несколько сотен тысяч рублей, откуда и рассчитывают дилерскую комиссию за его оформление.
Как бороться с дилерами
«Ушли письма от нас на Мантурова, Шаскольского (ФАС) и Набиуллину с просьбой остановить беспредел автодилеров. Мы убеждены, что комиссии автодилеров должны быть ограничены», – считает Шапарин.
По его мнению, необходима корректировка законодательства, так как сейчас регулируется только деятельность поднадзорных Банку России банков и страховых компаний, в то время как автомобильные дилеры «могут позволить себе любое навязывание работ, товаров и услуг, заключать любые соглашения с клиентом, в том числе прямо ограничивающие его права».
«Также необходимо ограничить размер комиссии за оформление кредита на уровне других каналов продаж, где размер комиссии не превышает 4 %», – подчеркнул вице-президент союза.
Кроме того, предлагается запретить установку дополнительного оборудования и аксессуаров перед выдачей автомобиля клиенту, навязывание любых дополнительных товаров, работ и услуг. За регулярное нарушение данного запрета просят ввести уголовную ответственность.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, когда наладят поставки запчастей для китайских машин.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина