В Якутии активно развивают транспортную инфраструктуру: строят и ремонтируют дороги, аэропорты и мосты. В 2024 году планируется начало основных работ по строительству Ленского моста – грандиозного проекта, который свяжет центральную и заречную часть республики. Какие еще объекты введут в регионе, в интервью «ФедералПресс» рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев.
Авиация
В этом году завершилась реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Якутска. Какие произошли улучшения и как они отразятся на пассажирах?
— Реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Якутск продолжалась пять лет, первый этап был завершен еще в 2021 году. Работы проводились поэтапно, чтобы не закрывать аэропорт полностью, ведь он обеспечивает более 80 % всего пассажиропотока на воздушном транспорте Якутии.
3 октября 2023 года реконструкция завершена в полном объеме, и сейчас задействована вся взлетно-посадочная полоса длиной 3600 метров. Технические параметры позволяют принимать и выпускать все типы пассажирских воздушных судов, которые эксплуатируют российские авиакомпании, в том числе широкофюзеляжные типа Boeing 777-300 ЕR пассажировместимостью свыше 350 человек.
Отмечу, что это даст возможность увеличить конкуренцию между авиаперевозчиками и, несомненно, отразится на качестве предоставляемых услуг и на стоимости авиабилетов.
Кроме того, до конца года будет сдан новый аэровокзальный комплекс аэропорта Нерюнгри, позволяющий обслуживать 300 пассажиров в час. Также в декабре завершится реконструкция взлетно-посадочной полосы, перрона и рулежной дорожки в аэропорту Усть-Нера. Более двух месяцев аэропорт был закрыт для приема всех типов воздушных судов, пассажиры доставлялись автотранспортом. 20 сентября 2023 года воздушное сообщение было восстановлено.
За последнее время в России произошел ряд инцидентов с «Суперджетами». Каково в Якутии состояние этих воздушных судов?
— В парке авиакомпании «Якутия» три самолета SSJ-100. Этот флот задействован в выполнении программы субсидированных авиаперевозок, а также на международных рейсах по маршруту Якутск – Харбин.
АК «Якутия» имеет самостоятельный сертификат на техобслуживание самолетов SSJ-100 по всем видам регламента. Это смена двигателя, выполнение сервисных бюллетеней и C-Check – одна из самых сложных форм технического обслуживания, которая выполняется через каждые 7500 часов эксплуатации. В аэропорту Якутска имеются соответствующее оборудование и ангары. Вообще, подобная авиационно-техническая база и персонал с необходимыми компетенциями по техническому обслуживанию «Суперджетов» на Дальнем Востоке есть только у авиакомпании «Якутия».
Ощущается ли на текущий момент давление санкций при осуществлении авиаперевозок?
— Ремонт и обслуживание воздушных судов иностранного производства проводятся на территории России, поставки по основным материалам и компонентам осуществляют альтернативными путями, авиапредприятия завершили переход на отечественное программное обеспечение. Однако пока ситуация непростая.
Авиакомпании столкнулись с нехваткой воздушных судов и были вынуждены оптимизировать программу полетов с учетом сроков поставки запчастей и комплектующих, затруднен оперативный ввод в эксплуатацию воздушных судов в случае неисправности.
Что касается авиакомпании «Якутия», то к концу 2024 года планируется получение в субаренду от АК «Аврора» четырех воздушных судов SSj-100 вместимостью 103 пассажира. Также с учетом сроков серийного производства введут в эксплуатацию воздушные суда Ту-214, Ил-114-300, ЛМС-901 «Байкал».
Дороги и мосты
Какие крупные объекты дорожной инфраструктуры введут в этом году?
— Планируем привести в нормативное состояние 398 км автомобильных дорог, из них 248 км – регионального значения, 115 –местного и 35 км – федерального. Значительная часть обеспечивается за счет национального проекта «Безопасные качественные дороги». Кроме того, четырехполосное движение будет организовано порядка на 30 км автомобильных дорог «Нам» и «Умнас». Работы продолжаются на федеральной дороге «Вилюй», на трассе «Колыма» идет реконструкция опасных участков «Заячья петля» и «Нерский прижим». На федеральной дороге «Лена» продолжается устранение оставшихся грунтовых разрывов.
Что касается дорог местного значения, то тут особое значение уделяется асфальтированию улиц и подъездных дорог, ведущих к объектам здравоохранения, образования, сельского хозяйства и в застраиваемых жилых кварталах. В Якутске на завершающем этапе находится капитальный ремонт центрального проспекта Ленина, а также улицы Пояркова – одной из основных транспортной магистралей центральной части города.
На какой стадии находится работа по строительству Ленского моста?
— На текущий момент на левом берегу реки Лены подготовлена площадка для начала работ по основному этапу – переустроены сети электроснабжения, связи и газа. Работы по правому берегу будут завершены в начале следующего года.
По основному этапу мы в сентябре получили положительное заключение госэкспертизы о согласовании стоимости строительства моста и правобережного подхода с общей стоимостью 122 млрд рублей. Кроме этого, проектировщики ведут трассировку левобережного подхода, которая выделена в отдельный третий этап. Общая стоимость всего проекта составит не более 130 млрд рублей.
По поручению президента РФ Владимира Путина в рамках развития дальневосточных городов ведется работа по обеспечению достаточным объемом федерального финансирования. Вопрос намерены решить до конца текущего года. В свою очередь, Якутия совместно с частным партнером готова обеспечить 65 млрд рублей, или 50 % от объема инвестиций проекта. После определения по части финансирования мы планируем начало основных работ по мосту с 2024 года с завершением в 2028 году.
Водный транспорт
В каком году завершится реконструкция Жатайской судоверфи?
— С учетом санкций, увеличения сроков согласований, поставок технологического оборудования, завершение первого этапа Жатайской судоверфи ожидается в 2024 году. Она обеспечит создание современного речного флота для грузоперевозок в Ленском бассейне и в арктической зоне, в том числе по Северному морскому пути. Объект рассчитан на строительство до 10 судов классов «река – река» и «река – море» ежегодно.
Когда планируется обновление речного флота?
— Действительно, изношенность грузовых и пассажирских судов является одной из основных проблем речного флота в республике. Обновление затруднено отсутствием серийного производства экономически эффективных судов на подводных крыльях.
На сегодня в Ленском бассейне внутренних водных путей зарегистрировано 1768 судов различных видов, средний возраст которых – более 41 года при нормативном сроке 24 года. Доля относительно нового флота со сроком эксплуатации до 10 лет составляет менее 11 %. Основное ядро пассажирского флота – это 32 единицы судов, из которых только девять не превысили нормативный срок эксплуатации.
Производственная программа Жатайской судоверфи в первую очередь будет включать в себя обновление флота «Ленского объединенного пароходства» и «Колымской судоходной компании». Первое судно будет спущено на воду уже в 2025 году.
Мы намерены планомерно обновлять суда за счет субсидий и госгарантий, которые обеспечат строительство судов, в том числе и приобретение через лизинг на льготных условиях.
Напомним, ранее глава Якутии Айсен Николаев рассказал, какие договоренности были достигнуты в рамках ВЭФ в части развития логистики и инфраструктуры региона.
Фото: пресс-служба правительства Якутии
Разговор с кабмином