Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Саха (Якутия)
0

Глава Якутии Айсен Николаев: «Общая сумма наших проектов на ВЭФ – свыше 100 миллиардов»

Айсен Николаев
Руководитель региона рассказал, какие соглашения уже подписаны на Восточном экономическом форуме

Якутия – огромная территория, богатая полезными ископаемыми, но ограниченная в логистических связях с «большой землей». Как решаются вопросы реализации инвестпроектов и социальной защиты жителей, какие договоренности в рамках Восточного экономического форума помогут преодолеть эти трудности в кулуарах мероприятия, рассказал глава республики Айсен Николаев.

Счет на миллиарды

С чем вы приехали на ВЭФ? Как планируете подписать здесь соглашения и на какую сумму?

— Главная тема форума этого года – «Путь к сотрудничеству, миру и процветанию». Форум – один из ключевых инструментов развития Дальнего Востока, его визитная карточка. Безусловно, мы все эти годы именно через ВЭФ транслировали свои идеи и проекты, находили партнеров. И многие проекты, которые сегодня реализуются, имели свое начало на площадках именно этого мероприятия.

В этот раз мы приехали с достаточно обширной программой, которая нацелена на реализацию инвестпроектов. Например, на ПМЭФ мы уже подписали с Корпорацией развития Дальнего Востока и с инвесторами соглашение о начале строительства комплекса по переработке природного газа в Вилюйском районе для выработки гелия. На ВЭФ конкретизируем детали, благодаря чему в ближайшее время этот очень важный и интересный проект заработает.

Также подписываем ряд соглашений с ДОМ.РФ по их участию в финансировании строительства микрорайона Спортивный на месте печально известного 17-го квартала Якутска – деревянного, с неблагоустроенным жильем. Эти же партнеры выразили желание участвовать в финансировании строительства отповолоконной линии связи в якутской Арктике – этот проект мы делаем вместе с Минцифры РФ.

Ряд направлений тесно связаны с ЖКХ. Уже подписано соглашение по участию инвесторов, в том числе таких как Российский экологический конгресс (РЭК) в финансировании будущей мусороперегрузочной станции Якутска. Другие документы касаются строительства котельных и улучшения их работы. Рассчитываем, что подпишем порядка 30 соглашений, некоторые из них дорабатываются буквально в эти минуты. Общая сумма – порядка 130 миллиардов рублей. И я говорю только о тех инициативах, которые начнут приносить реальные результаты в ближайшее время. А если считать разнообразные соглашения о намерениях, то их еще больше.

Ищем пути

Расскажите конкретнее о проектах в сфере логистики?

— Буквально перед этим интервью я встречался с руководством китайской провинции Хэйлунцзян по вопросам создания трансграничного перехода Джалинда – Мохэ. Это важно для нас, как региона, заинтересованного максимально быстро доставлять свои грузы к рынкам сбыта, и особенно – к рынку Северного Китая для поставки якутских углей.

Последний год мы ощущаем проблемы с логистикой. За 2022 год внешнеторговый оборот Якутии с Китаем превысил 3 млрд долларов, и думаю, что увеличится еще больше. Но отсутствие новых путей доставки, загруженность БАМа, Транссиба не позволяет это реализовать здесь в полной степени. Именно поэтому для нас важно создание транспортно-логистического комплекса Джалинда – Мохэ в Амурской области. Надеемся, что все вопросы будут решены в ближайшие годы, и мы будем активно в этом участвовать.

Какие работы сейчас проводятся в рамках развития Северного морского пути и на каком этапе строительство нового порта Найба?

— Северный морской путь – важнейшая транспортная артерия страны, имеет ключевую роль в сокращении транспортного плеча до стран Азии, в первую очередь до Китая. Восточная часть СМП от Красноярского края до Чукотки и дальше до Камчатки – это своеобразная целина, которую только сейчас осваиваем. И проект по строительству глубоководного морского порта в Найбе – составной части порта Тикси – ключевой проект. Правительством страны уже одобрена декларация о намерениях инвестирования.

Ведем работу по поэтапному расширению портовых мощностей сначала до 7,5 млн тонн грузов, а в последующем до 30. Кроме прочего, порт создаст возможности для многих проектов по разработке углеводородного сырья. Хотя у многих крупных корпораций здесь уже есть лицензионные участки, но сегодня пока эти вопросы решаются не так быстро. Считаем, что стимулирование строительства порта со стороны государства способно дать импульс компаниям на более активную разведку, поиск, строительство инфраструктуры.

Самолетам нет альтернативы

Якутия сейчас – лидер по количеству аэропортов, которые включили в федеральный комплексный план по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры. До конца 2024 года планируется реконструкция 14 объектов. Однако есть порядка 11 аэропортов в районах, которые требуют ремонта, но финансирование по ним не подтверждено. Как будет решаться эта проблема?

— Сейчас в Якутии реализуется огромная программа по реконструкции аэропортов, и я очень благодарен федеральному правительству за это решение. Видим, как сегодня меняются наши аэропорты, строятся новые аэровокзалы, взлетно-посадочные полосы. Сейчас мы реконструируем одновременно 4 наших крупнейших аэропорта: Якутск, Нерюнгри, Мирный и Удачный. Где-то результат будет в ближайшие недели, где-то только в будущем году. В результате аэропорты будут способны принимать любые типы воздушных судов.

Конечно, мы не можем сказать, что все проблемы решены. Реконструкция упомянутым 11 портам нужна. Их состояние неидеально, а некоторые уже находятся в предаварийном состоянии. Где-то надо менять грунтовое покрытие на искусственное, где-то увеличивать мощность. Например, Усть-Кайга, где будет строиться атомная станция малой мощности, вопросы вывоза и завоза ядерного топлива связаны с хорошей работой аэропорта, который отвечает определенным требованиям. Я считаю, что программа модернизации должна после 2024 года обязательно продолжаться, и мы очень надеемся, что несмотря на все сложности с федеральным бюджетом, наше предложение по аэропортам будет учтено.

Как обстоят дела с авиапарком, который работает на внутрирегиональных рейсах? Планируется ли его расширение?

— Мы рады были бы обновлять парк, но, к сожалению, есть проблемы, связанные с отсутствием таких судов российского производства. В прошлом году купили «Бомбардье», которые теперь под санкциями. А самолеты класса Ан-24 у нас пока еще не выпускаются. Конечно, нам обещают и «Ладогу», и Ил-114, но это вопрос будущего. Сейчас будем подписывать соглашение с «Авророй» по самолетам класса «Байкал», но это все-таки замена Ан-2, а не Ан-24. Для решения проблемы надо или в промежуточном варианте сертифицировать китайские самолеты, или ускоряться с выпуском отечественных.

Расскажите о субсидировании внутренних перевозок. Есть ли надежда, что таких льготных направлений станет больше?

— С учетом размеров Якутии и безальтернативности данного вида транспорта, сделать цену на самолеты доступными – наш приоритет. Я принял решение – в 2022 году мы кратно повысили объем финансирования программ субсидирования – до 932 миллионов рублей из регионального бюджета. За прошлый год обеспечили пассажиропоток свыше 55 тысяч человек по всем районам. Мы субсидируем 40 % стоимости билета вне зависимости от возраста. В этом году будем сохранять эти масштабы, несмотря на все сложности. Но если говорить о расширении, то очень надеемся, что федеральное софинансирование тоже появится. Ну и, кроме того, нужно решить вышеупомянутую проблему с самолетным парком.

Большая стройка

На каком этапе находится строительство Жатайской верфи?

— Считаем, что проект важный для Якутии. Он позволит обеспечить судами наши арктические реки. На первом этапе будет создан блок корпусных производств, таможенная зона, на втором – появится высокотехнологичное оборудование и дополнительная инфраструктура. Из-за роста цен и других неурядиц стоимость объекта возросла более чем на миллиард рублей. Решение мы нашли благодаря поддержке вице-премьера правительства РФ Дениса Мантурова – прорабатываем вопросы, чтобы федеральный пакет акций объекта был передан в собственность республики, а мы, в свою очередь, берем обязательство завершить реализацию всех работ. Очень надеюсь, что в ближайшее время все будет решено. Рассчитываем, что в таком случае до конца следующего года мы завершим стройку, а в 2025 году сможем заложить первое судно для арктических рейсов.

Напомним, ранее глава Якутии рассказал, как в регионе удалось сократить потери от лесных пожаров в 5,3 раза.

Фото: пресс-служба главы и правительства Республики Саха (Якутия)

Сюжет по этой теме
28 июня 2023, 21:50

Восточный экономический форум

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.