Порядка 30 % москвичей задумываются о создании собственного бизнеса. Но многие из них не знают, с чего начать. Одним из наиболее безопасных решений для старта может стать покупка франшизы, считают эксперты. Такое решение освободит будущих бизнесменов от многих хлопот, связанных с продвижением бренда. При этом в столице действуют меры поддержки МСП, которые распространяются и на франчайзеров.
Структура рынка франшиз
По данным исследований консалтинговой компании Franshiza.ru, в 2023 году в России насчитывается 3249 франшиз. Этот показатель на 5 % выше, чем годом ранее. 21 % всех франчайзеров находится в Москве. Рынок в текущий момент распределен между следующими отраслями:
- 50 % франшиз приходится на услуги бизнесу и населению
- 26 % – на общественное питание
- 13 % – на розничную непродовольственную торговлю
- 7 % – на розничную продовольственную торговлю
- 3 % – на производство
Сегментация франчайзинга в РФ по доле иностранного участия структурно изменилась. Например, статистика, представленная аналитическими агентствами, показывает, что, если на начало 2022 года доля российских брендов на рынке общепита составляла 75 %, то теперь – более 90 %.
В текущем же году, по прогнозам портала TopFranchise.ru, на рынок выйдут около 500 новых франшиз, включая российские и зарубежные.
По финансовым показателям в России доступен широкий круг предложений. Согласно исследованиям EMTG, в 2022 году по объему инвестиций наиболее популярными оказались:
- Предприятия с вложениями до 1,5 млн рублей. Их доля – 58,6 %
- Предприятия с вложениями от 1,5 до 5 млн рублей. На них пришлось 28,9 % рынка
- Предприятия с вложениями от 5 до 15 млн рублей. Показатель составил 8,7 %
Срок окупаемости франшизы в сфере общепита составляет примерно 18 месяцев. Бизнес в сфере услуг окупается быстрее – в среднем за 15 месяцев, сообщается в исследовании.
Почему лучшее начало бизнеса – это франшиза
Строительство бизнеса с нуля зачастую предполагает конкуренцию с другими брендами. По этой причине экономисты рекомендуют франшизы именно начинающим предпринимателям: «В Москве солидная конкуренция. Франшиза – это тот зонтик, с которым вы сможете войти в рынок. Вам придется нести определенные расходы, но вы будете освобождены от многих-многих хлопот», – считает кандидат экономических наук, доцент кафедры регулирования деятельности финансовых институтов РАНХиГС Юрий Твердохлеб.
Похожего мнения придерживается и кандидат экономических наук Николай Кульбака. Однако с одной оговоркой – для начинающего предпринимателя франшиза должна стать инструментом, который научит его зарабатывать деньги. «С одной стороны, франшиза – не гарантия успеха. С другой стороны, франшиза франшизе рознь. В их выборе нужен индивидуальный подход… Неопытному предпринимателю лучше, конечно, [брать] франшизу, но с учетом того, что она даст ему алгоритмы зарабатывания… если это хорошая, сильная франшиза, популярный бренд и она помогает бизнесмену ресурсами, готовыми технологиями «под ключ», то да, ее покупать выгодно. Если это франшиза «ноунейм», то это бессмысленно», – рассказывает Кульбака.
В качестве старта некоторые экономисты советуют рассмотреть сферу HoReCa. На данный момент наиболее перспективный ее сегмент – кафе и рестораны. «На поверхности лежит общепит. В этой сфере много возможностей», – обращает внимание Твердохлеб. Он подчеркивает, что стартовый капитал в ней работает лучше всего.
Кульбака также обращает внимание на HoReCa, но предупреждает, что универсального рецепта нет. «Франшизы хороши там, где это работа с людьми. Хорошие франшизы – это отели, рестораны, сфера услуг. Но универсального рецепта нет», – отмечает эксперт.
На HoReCa франчайзинг не заканчивается. Например, Forbes выделяет среди самых выгодных российских франшиз те, которые оказывают услуги в следующих сферах:
- Фитнес-услуги
- Лабораторные исследования
- Торговля и ретейл
- Образование
- Недвижимость
- Логистические услуги
Как Москва поддерживает франчайзинг
Специально для столичных предпринимателей ГБУ «Малый бизнес Москвы» еще в 2021 году создало спецпроект «Гайд по открытию – ФРАНШИЗА», который помогает запустить бизнес по франшизе в несколько шагов с поддержкой от города.
Прoект агрегирует действующие франшизы, подходящие помещения для ведения бизнеса, а также обучающие программы для франчайзи, меры поддержки, сервисы. С гайдом можно ознакомиться на портале mbm.mos.ru.
Поддержка предпринимателей оказывается в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В случае, если предпринимателю необходим кредит, но есть проблема нехватки залогового обеспечения, поручителем в переговорах с банком может стать Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.
Предприниматели могут обратиться за помощью по вопросам условий и критериев льготных программ финансирования, подачи заявок и содействия в поиске проблемных зон бизнеса в консультационный центр Московского гарантийного фонда. Он был запущен в феврале 2022 года и за это время помог более 5000 предпринимателей.
Для начинающих предпринимателей реализуется программа льготного кредитования. Предприниматели, начавшие бизнес меньше года назад, могут получить на развитие своего дела до 5 млн рублей на срок до 3 лет.
Также в городе действуют субсидии на обучение сотрудников субъектов МСП. Максимальная сумма на одного сотрудника в год – 120 000 рублей. Субсидия предоставляется в размере, не превышающем 95 процентов от всей суммы по договорам, затраченной на обучение в рамках дополнительного и среднего профессионального образования. За три года существования этой меры поддержки городские власти компенсировали более 223 миллионов рублей.
Специально для московских брендов действует программа «Сделано в Москве», которая работает на узнаваемость местных производителей товаров или компаний, предоставляющих услуги. Предпринимателям доступно множество бесплатных инструментов продвижения: размещение товаров и услуг на портале «Сделано в Москве», а также в соцсетях, СМИ, на наружной рекламе. Главная особенность программы – возможность заявить о себе на крупнейших ярмарках и маркетплейсах.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычёва
Человеческий капитал