На Губернаторских чтениях в Тюменской области российский политолог-международник Федор Войтоловский высказал экспертное мнение о месте России в формирующемся мироустройстве. За что развернется глобальная конкуренция и какие страны станут новыми мировыми лидерами – читайте в материале «ФедералПресс».
Новое мироустройство
Весь мир находится в периоде острой турбулентности системы международных отношений, которая затрагивает не только сферу безопасности и региональные процессы, но и оказывает существенное влияние на мировую экономику, отметил в ходе выступления директор Института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН Федор Войтоловский.
«Те сценарии мирового развития, которые сегодня прослеживаются, говорят о том, что система международных отношений и мировая экономика будут носить все более острый конкурентный характер. При этом не произойдет полного размывания и разрушения глобальной взаимозависимости», – пояснил Войтоловский.
Более того, глобальная взаимозависимость в том виде, в котором мы ее привыкли видеть, очень серьезно изменится, но это не значит, что мир перестанет быть взаимозависимым. Не исчезнут торговые экономические связи, в том числе между странами-конкурентами.
В новом формирующемся мироустройстве прослеживаются две устойчивые тенденции:
- мироустройство становится все более полицентричным, то есть в мировой экономике больше становится центров экономического роста и развития, формирования глобальных цепочек стоимости, развития промышленного производства, торговли, концентрации финансового капитала;
- одновременно есть устойчивая тенденция к тому, что в мире формируются элементы новой биполярности на основе конкуренции и конфронтации между Китаем и США.
Отношения между США и Китаем и новые мировые лидеры
«Система отношений между Китаем и США будет той моделью, которая окажет системообразующий характер на формирование многих, но далеко не всех процессов в мировой экономике, и в международных отношениях, и в сфере международной безопасности», – объяснил Войтоловский.
Как показало время, политика очень часто оказывается более важной, чем экономика. Пример – гибридная война против России, развязанная Штатами и их союзниками в Европе и Азии.
Также анализ объемов ВВП стран показал, что меняется список лидеров мировой экономики. Огромные перспективы к экономическому росту показывают Индия, Индонезия и Бразилия.
«Это лишь первые признаки того, что мы увидим к 2030–2040 годам. Что касается конкуренции Китая и США за лидерство, то динамика экономического роста Китая будет для Штатов важнейшим вызовом. И при этом Соединенные Штаты и Китай оказываются в тюрьме двухсторонних и многосторонних торгово-экономических связей», – отметил лектор.
Военное противостояние
Военно-политическая конфронтация Штатов будет нарастать не только с Россией, но и с Поднебесной. Противоборство с Китаем будет усиливаться из-за фактора Тайваня и борьбы за глобальное лидерство, возможность проецирования силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«Этот будет влиять не только на военно-политические тенденции, на систему международных отношений, но и на развитие экономики, причем не только военного сектора, но и гражданского», – считает Войтоловский.
США нарастили военные расходы бюджета на 2024 год до 842 млрд долларов (2023 – 813 млрд). Здесь не учитывается часть военных расходов, которые упакованы в бюджеты Министерства энергетики, связанные с развитием ядерных военных технологий. Они идут отдельно, но это еще 60–70 млрд долларов.
«В американских стратегических документах, связанных с внешней политикой и национальной безопасностью, сформулирована четкая концепция: США собираются в ближайшие десятилетия сдерживать одновременно две ведущие глобальные державы – Китай и Россию», – пояснил лектор.
На Европейском театре при поддержке союзников США создают систему долгосрочного противоборства с Россией, и украинский кризис максимально используется с 2014 года, а на Азиатско-Тихоокеанском театре – сдерживания Китая.
Китай приближается к ежегодным военным расходам в 300 млрд долларов. В оборонке здорово всех удивит Индия, которая ориентируется на создание собственной технологической базы для развития военного потенциала. Эти тенденции в экономической военной сфере сказываются на индокитайских отношениях.
«Китай и Индия стремятся сохранять, несмотря на территориальные споры и противоречия, баланс сил и договариваться. Штаты будут прилагать максимум усилий, чтобы заполучить Индию в союзники. И нам это надо учитывать, выстраивая отношения с Индией и странами Юго-Восточной Азии. Россия здесь может выступать как третья сила», – предупредил Войтоловский.
Симбиоз государства и корпораций
Конкуренция будет усиливаться одновременно с сохранением тенденции глобальной взаимозависимости – экономической, финансовой, технологической. Государства будут бороться за технологическое лидерство, человеческий капитал, основу экономического развития, доступ к ресурсам, инновации, концентрацию капитала и умы.
В борьбе между корпоративным сектором и транснациональными корпорациями ключевое значение имеют два фактора: технологии, инновации и интеллектуальный человеческий капитал. От этого будет зависеть динамика развития корпоративного сектора.
«На протяжении многих десятилетий западные и незападные эксперты писали, что корпорации заменят государство и станут ключевыми игроками мировой экономики и политики. Но динамика развития последних десяти лет и следующих двадцати говорит о том, что усиливается роль государства, усиливаются взаимосвязи между государствами и корпоративным капиталом», – сказал лектор.
По мнению спикера, этот симбиоз позволяет выводить государственную и корпоративную конкуренции на новый уровень.
Фото: ФедералПресс / Кирилл Конторщиков, Ольга Юшкова, Герман Парло
Эксклюзивы «ФедералПресс»