Цены на нефть вчера опустились ниже 80 долларов за баррель, а сегодня восстановились, заставив рынок слегка понервничать. Против нефтяного рынка на этой неделе сработал ряд факторов, включая информацию о росте запасов в США и слабой макростатистики из ЕС. Вчерашняя стоимость барреля стала минимальной с июля. Что будет с нефтью и как нефтяные котировки влияют на стоимость бензина – разбирался «ФедералПресс».
Качнули
Как пишет «Интерфакс», министерство энергетики США спрогнозировало стоимость Brent в 2023 году на уровне 83,99 долларов за баррель, ухудшив октябрьский прогноз с 84,09 за баррель. В 2024 году, как оно ожидает, Brent будет продаваться в среднем по 93,24 за баррель, тогда как прежний прогноз оценивался в 94,91 за баррель. В соответствии с ожиданиями Минэнерго США, стоимость нефти марки WTI в будущем году составит 89,24 долларов за баррель – на 1,8 % ниже по сравнению с предыдущим прогнозом. В числе факторов, оказывающих давление на нефтяные котировки, выделяются такие, как сокращение мировых запасов, риски, связанные с перебоями поставок и добровольные снижения нефтедобычи странами ОПЕК+.
«Причина сегодняшнего снижения, думаю, в слабой макростатистике по КНР (крупнейший мировой импортер нефти), а именно 6,4%-е падение объемов экспорта (ожидалось чуть более 3 %). Что касается дальнейших перспектив, многое будет определятся событиями на Ближнем Востоке – за последнюю неделю риски нарушения поставок из-за конфликта снизились, что оказало давление на нефтяные котировки», – прокомментировал «ФедералПресс» ситуацию с нефтяными ценами портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.
«То, что нефть упала, может быть связано с тем, что со снижением спроса в Китае, в США соответственно, экономика еврозоны балансирует. Грани рецессии в США – не совсем понятно, каким образом будет выглядеть экономика после паузы в процентных ставках», – сказал «ФедералПресс» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
По данным Investing.com, стоимость нефти выросла в четверг, восстановившись после почти четырехмесячных минимумов. Это связано с тем, что «рынок по-прежнему в тревоге по поводу замедления роста мирового спроса на сырую нефть, особенно после слабых сигналов от ряда крупных экономик».
Эксперты считают, что нынешнее падение стоимости барреля было временным и серьезных предпосылок для снижения цены нет. Во всяком случае, в обозримом периоде.
По мнению аналитиков БКС Мир Инвестиций, хотя фьючерсы Brent и опустились с 87 до 79 долларов за баррель за последние дни, но не исключено их быстрое восстановление при улучшении сентимента.
«Страны ОПЕК+ оставляют в запасе опцию продления добровольных сокращений на I квартал 2024 года, в то время как оценки спроса очень нестабильны, убедительных поводов ждать реального снижения спроса в краткосрочной перспективе не наблюдается, за исключением сезонных колебаний, – отметили в БКС Мир Инвестиций. – Конфликт на Ближнем Востоке постепенно уходит с повестки, поскольку участники рынка больше не видят убедительных причин опасаться за перебои с поставками. На текущий момент вооруженные действия локализовались в секторе Газа и риски выхода на региональный уровень снизились. Однако уровень неопределенности остается достаточно высоким. Перед выходными это может стимулировать спекулянтов не только к закрытию коротких позиций, но и открытию длинных в надежде на отскок с трехмесячных минимумов. Сегодня-завтра этот фактор может поддержать котировки Brent».
Аналитики БКС Мир Инвестиций также заметили, что отчет Американского института нефти (API) об увеличении запасов нефти в США почти на 12 млн баррелей, что является самым сильным ростом с февраля, представляется неофициальным, официальный будет опубликован на следующей неделе после планового системного обновления.
«Сильный рост запасов может сигнализировать как о временном профиците предложения, так и быть признаком ослабления спроса. Это негативный фактор для цен на нефть, который участники рынка могут отыгрывать в середине недели», – отметили они.
«Несмотря на то, что это значительное снижение, нужно смотреть, как это все будет развиваться в среднесрочной и в долгосрочной перспективе, потому что эти макроэкономические показатели могут меняться. Видимо, трейдеры стали меньше учитывать в ценовых параметров ситуацию на Ближнем Востоке. Поэтому после летнего и осеннего подъема нефти она просто не нашла новых точек для роста. Нужно смотреть в долгосрочной перспективе и учитывать сезонный фактор, потому что впереди у нас зима», – отметил Павел Сигал.
Barclays, указав, что Brent в 2022 году в среднем стоила 98,9 долларов за баррель, а в 2023-м – 82,7 доллара за баррель, на фоне нефтяной качели понизил собственный прогноз стоимости марки в 2024 году на 4 доллара до 93 долларов за баррель, объяснив, что новые ожидания учитывают более высокий спрос со стороны Китая и более высокое предложение со стороны США и Венесуэлы.
Таким образом, нынешние прогнозы аналитиков сводятся к сохранению нефтью своих позиций при неизменяющихся условиях на рынке.
Влияние барреля на бензин
Эксперты также прокомментировали «ФедералПресс», как нефтяные котировки влияют на стоимость бензина.
По словам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, нефтяные котировки, которые сейчас находятся в стадии консолидации, не должны оказывать значительного влияния на цены на бензин из-за мер, которые правительство предприняло для насыщения внутреннего рынка и из-за действия демпферного механизма.
«Значительных изменений не жду, и надо смотреть на котировки нефти, они в последнее время находятся в стабильном состоянии. После бурного роста надо просто посмотреть, как себя будет чувствовать нефть», – отметил он.
«Лишь малая доля цены на бензин, порядка 30–35 %, складывается из стоимости сырья, переработки нефти в бензин и его транспортировки. Больше половины конечной стоимости – это НДПИ, акцизы и прочие налоги. Если резюмировать, то цена на бензин зависит от регулирования намного больше, чем от цен на нефть», – пояснил портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Сергей Бдоян.
С ним согласен аналитик УК «Альфа-Капитал» Александр Джиоев.
«Цены на бензин в меньшей степени зависят от цен на нефть, так как в основе цен на топливо в основном лежат налоги. Соответственно влияние нефтяных котировок на цены на бензин внутри России минимально», – прокомментировал он.
Фото: hippopx.com