Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Монополия «Почты России»: товары на маркетплейсах скоро подорожают

Погрузка посылок
Маркетплейсы уже пользуются услугами почты, подчеркивают эксперты

В ближайшее время стоимость покупок на маркетплейсах может существенно увеличиться – в конечную стоимость товаров на площадках планируют заложить налоговые отчисления в пользу «Почты России». Это предложение содержится в исследовании Центра стратегических разработок (ЦСР). Почему была предложена эта мера, какие существуют альтернативы и насколько вырастут цены на маркетплейсах – в материале «ФедералПресс.

Что такое инфраструктурный платеж

В «Почте России» предложили собирать инфраструктурные платежи с маркетплейсов. Так, крупные онлайн-магазины – OZON, Wildberries, «ВсеИнструменты», DNS, «М-Видео» и другие с оборотом свыше 1 миллиарда рублей в год – должны будут выплачивать «Почте России» платеж в размере 0,5 процента от своей квартальной выручки. Сумма немаленькая – по подсчетам экономистов, российская почтовая служба сможет получать до 25 миллиардов рублей ежегодно.

Насколько подорожают товары на OZON и Wildberries

Предложение по сбору налогов в пользу «Почты России» обсуждается уже более чем полгода. В исследовании ЦСР отметили, что это решение приведет к негативным последствиям для российской экономики в период с 2024 по 2027 год:

  • недополучение российским бюджетом налогов на 2,3 триллиона рублей;
  • недоинвестированные капитальные затраты в размере 580 миллиардов рублей;
  • большое количество недооткрытых рабочих мест – примерно на 297 тысяч человек;
  • большое количество недооткрытых субъектов МСП – примерно 200 тысяч предпринимателей;
  • рост цен на маркетплейсах (от 5 %).

Не имеет аналогов в мире

В мировой практике существуют похожие механизмы, но с заметным отличием – компенсационные платежи убыточному гарантированному поставщику поступают от компаний-конкурентов. Так, конкурентами почтовых служб в ряде стран считаются автоперевозчики и экспедиторы. Маркетплейсы не рассматриваются в качестве конкурента почтовой службе, и с них платеж не взимается.

Еще одно отличие – конкурирующие компании могут выбрать – платить взносы или помогать почтовой службе в отдаленных районах страны.

Альтернатива инфраструктурному платежу

Интернет-магазины и маркетплейсы предложили «Почте России» альтернативный вариант поддержки – они готовы приобретать почтовые услуги для доставки товаров покупателям со своих складов. Соответствующие предложения обсуждались в июле с главой комитета Госдумы по информационным технологиям, членом совета директоров «Почты России» Александром Хинштейном. Политик заявлял, что говорить об инфраструктурном платеже как принятом решении преждевременно.

Мнения экспертов

Технический прогресс и развитие информатизации привели к тому, что значительная часть экономической активности переносится в виртуальную сферу, и остановить этот процесс нельзя, считает кандидат экономических наук Михаил Беляев. По его словам, маркетплейсы популярны, вследствие их работы экономятся торговые площади и сокращаются транспортные издержки.

«Маркетплейсы в том числе пользуются почтовыми услугами, но я не знаю, насколько отчисления от маркетплейсов можно воплотить в рамках налогов. Назвать их сбором или дополнительной платой или придумать обоснованный экономически и юридически термин. Маркетплейсы пользуются услугами почты, и платить за эту услугу, конечно, должны. Какой только термин придумать? Это вопрос специальный», – полагает экономист.

Беляев уверен, что сама идея сборов с продавцов маркетплейсов для поддержки «Почты России» в убыточных регионах правильная. «Налог ли это должен быть или что-то другое? Есть понятия «сбор», «дополнительная плата» или «тариф». Сама идея правильная, но к ней надо подобрать адекватное и практическое воплощение», – добавил собеседник «ФедералПресс».

Противоположного мнения придерживается замдиректора Института Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

«Такой идеей мы можем снизить спрос на продукцию продавцов маркетплейсов, которые являются прогрессивной и растущей сферой экономики. Вряд ли на эту сферу стоит накладывать дополнительные ограничения. Наоборот, она должна развиваться с минимальными ограничениями», – считает Миронов.

Собеседник «ФедералПресс» подчеркнул, что отрицательно относится к идее введения налогов на маркетплейсы. По его словам, эта сфера экономики только развивается.

«Когда дети растут, их родители стараются от всяких забот избавить. А тут наоборот, увидели маленького ребенка, который не может отбиться от налогов, и накладывают на него дополнительные обязательства, вместо того чтобы наложить обязательства на другие компании. Я считаю, что неразумно на этот сектор, который создает цифровую экономику, накладывать дополнительные налоги», – добавил замдиректора Института Центра развития НИУ ВШЭ.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Сюжет по этой теме
17 ноября 2023, 10:21

Бизнес 2023/2024: главные события и тренды

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.