В Новосибирской области депутаты начали рассмотрение проекта бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов. Особое внимание – выполнению социальных обязательств и наказов избирателей. Об основных нюансах главного финансового документа региона – в материале «ФедералПресс».
Рассмотрение проекта закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» началось с доклада министра экономического развития Новосибирской области Льва Решетникова о прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на предстоящий период. Темп роста валового регионального продукта в текущем году ожидается 2,3 %. Объем инвестиций в основной капитал – на уровне почти 343 млрд рублей (в 2022-м – 322,4 млрд), промышленного производства – 1,161 трлн рублей (годом ранее – 1,073 трлн). Увеличивается и объем платных услуг населению. По итогам января – августа 2023 года этот показатель достиг 182 млрд рублей, (15,8 % к результату аналогичного периода прошлого года).
Прогноз на 2024–2026 годы Минэкономразвития подготовило в трех вариантах – консервативный, целевой и инновационный. «Базовые для нас – это целевой и консервативный, – уточнил министр. – По целевому варианту мы прогнозируем по всем социально-экономическим показателям основной рост выше, чем среднероссийский, чуть более 5 % в год. Если ситуация будет усложняться, то рост экономики прогнозируется порядка трех процентов в год», – подытожил министр.
Комментируя проект закона, заместитель председателя правительства – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко отметил, что собственными доходами (в 2024 году прогнозируются на уровне 261,8 млрд рублей, +112,5 %) полностью обеспечиваются приоритетные расходы бюджета с учетом индексации заработной платы работников бюджетной сферы, увеличения бюджетных учреждений, увеличения получателей мер социальной поддержки. Говоря о безвозмездных трансфертах из федерального бюджета, министр финансов сообщил, что буквально на прошлой неделе Правительство РФ внесло пакет поправок в Госдуму, в соответствии с которым примерно 14,5 млрд рублей распределено нашему региону – включая субсидии на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных сооружений, модернизацию системы общего образования, первичного звена здравоохранения.
Основной принцип, положенный в основу формирования расходной части бюджета – контринфляционный, подчеркнул Виталий Голубенко. Это обеспечение роста заработной платы работников бюджетной сферы в соответствие с тем, как будет расти заработная плата в экономике. Обеспечение роста материальных затрат учреждений, оказывающих услуги населению, и социальных выплат соразмерно росту индекса потребительских цен. Кроме того, в задачах правительства актуализировать потребность в средствах на строительство, исходя из степени готовности объектов, наличия ПСД, оценки подрядных мощностей и концентрации на завершении строительства начатых объектов. В числе задач также обеспечение реализации национальных проектов, инфраструктурных проектов и программ, софинансируемых из федерального бюджета, средств госкорпораций и федеральных фондов.
Рост экономики планируется практически по всем направлениям, кроме ряда направлений. Финансирование Министерства ЖКХ и энергетики в размере 81 % к 2023 году глава Минфина объяснил завершением программы расселения аварийного жилья. Министерство транспорта и дорожного хозяйства – 81 %, так как завершается станция метро Спортивная). Минэкономразвития – 30 %, что обусловлено перераспределением ресурсов инвестиционного фонда.
Назвав размер резервного фонда правительства региона (10,9 млрд рублей), министр отметил, что эта тема будет предметом обсуждения ко второму чтению закона.
На 2024 год доходы областного бюджета Новосибирской области запланированы в сумме 279 976,3 млн рублей, расходы –319 446,3 млн рублей, дефицит – в размере 39 470 млн рублей. На два последующих года бюджет запланирован бездефицитным: с доходами в сумме 287 256,7 млн рублей в 2025 году и 307 417,1 млн рублей в 2026 году.
Как сообщил глава комитета заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев, проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» прошел экспертизу Контрольно-счетной палаты. Постановление по законопроекту подготовлено с учетом рекомендаций публичных слушаний. В том числе – продолжить работу по обеспечению сбалансированности областного бюджета и сохранению безопасного уровня долговой нагрузки на областной бюджет; поддержанию сбалансированности местных бюджетов муниципальных образований Новосибирской области с целью гарантированного обеспечения выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области своих полномочий; повышению экономического потенциала Новосибирской области как обязательного условия дальнейшего социально-экономического развития региона.
Состоявшееся обсуждение проекта главного финансового документа области было конструктивным. Свой упрек докладчикам высказал Николай Мочалин: «Не было ни одного слова по поводу наших наказов». Он заявил, что значительная часть наказов по Дзержинскому району Новосибирска не включена в проект плана по реализации наказов на очередной финансовый год. Соответственно, в проекте областного бюджета на 2024 год на это не предусмотрено финансирование. Имеем ли мы право утверждать бюджет, если в нем нет информации о реализации наказов? Этим вопросом задался депутат, выразив уверенность, что необходимо рассматривать на сессии одновременно бюджет на трехлетку и программу реализации наказов избирателей.
«Все у нас хорошо. Бюджет устойчивый, собственные доходы растут. Кредиты берем, – перечислил депутат Вячеслав Илюхин. –Тем не менее школы и поликлиники строим по концессиям. А зачем? Как показала практика, для нас это абсолютно невыгодно. Ни одной школы не построено по концессии, две из них, строительство которых начато, снесены! Я вообще не понимаю, что происходит, куда смотрят надзорные органы. То, что остановлены работы на мосту, это преступление! По концессиям на школы и поликлиники мы за плановый период в три года должны будем 30 млрд рублей заплатить. Происходят вещи, несовместимые со здравым смыслом. Неужели никто этого не видит?»
Виталий Голубенко ответил, что пока соглашения с частными партнерами будут действовать, бюджет должен поддерживать взятые на себя обязательства.
Депутат Александр Александрович Козлов предложил увеличить в три раза социальные выплаты жителям региона, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с областным законом № 253. В списке: признанные пострадавшими от политических репрессий; проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев; ветераны труда и другие категории. Парламентарий обосновал это тем, что в 2014–2018 годах в Новосибирской области не проводилась индексация социальных выплат, предусмотренных законодательством, а также в связи со значительной инфляцией. По расчетам депутата, средств понадобится чуть более 100 млн рублей. Как заверил Александр Козлов, ко второму чтению бюджета такая поправка будет представлена в бюджетный комитет.
Спикер законодательного собрания поблагодарил коллег за единогласную поддержку проекта бюджета в первом чтении. «Это говорит о той профессиональной работе с правительством, с губернатором, которая идет в законодательном собрании. Традиционно ко второму чтению у нас 250–300 поправок. Уверен, что они будут и нынче. В основном это поправки, касающиеся реализации наказов. Все большие стройки, дорожный фонд есть в первом чтении. Во втором чтении это будут поправки по округам. Каждый депутат на округе хочет сделать больше. Ровно то, о чем сегодня говорил Николай Андреевич Мочалин, и все его поддержали. Это конструктивный подход. Мы отработаем и найдем компромиссное решение», – выразил уверенность Андрей Шимкив.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников поблагодарил председателя законодательного собрания и всех депутатов за работу над проектом бюджета региона: «Сессии проходят абсолютно по-деловому, по-рабочему. Все решения принимаются быстро. Такой темп работы нам позволяет многие инициативы в Новосибирской области внедрять быстрее, чем они появляются на федеральном уровне. Это эффект плотной связки, сложившейся годами между исполнительной властью и депутатами заксобрания».
Фото: пресс-служба Заксобрания Новосибирской области