В Роспотребнадзоре отказались раскрывать данные о количестве детей, заболевших коклюшем в Екатеринбурге. При этом медики уже несколько лет бьют тревогу по поводу этой болезни: каждый пик заболеваемости оказывается сильнее предыдущего. О том, что испытывают пациенты, почему вспышка произошла именно в этом году и как защитить детей, – читайте на «ФедералПресс».
Коклюш в Екатеринбурге
«Я думал, что у меня треснуло ребро из-за резкой и непрекращающейся боли в груди. Боль длилась 12 часов и ни разу не спадала», – рассказывает корреспонденту «ФедералПресс» 16-летний студент радиоколледжа Илья (имя изменено).
Илья стал одной из жертв коклюша – бактериальной инфекции, которая вызывает сильнейший кашель. Случаи перелома ребер у заболевших действительно известны врачам. Впрочем, Илье повезло. При этом кашель и боль будут преследовать его еще несколько недель или даже месяцев: эффективных средств лечения коклюша не существует.
Среди заболевших в последние недели – ученики гимназии № 47 в Пионерском поселке и гимназии № 120 в центре города. В радиоколледже Илья тоже не единственный пациент, говорит он (впрочем, в управлении Роспотребнадзора по Свердловской области на прошлой неделе ничего не знали о случаях коклюша в этом учебном заведении).
Тяжелее всего, однако, болеют не школьники, а младенцы до одного года. Кашля у них порой не бывает, зато остановка дыхания может привести даже к смертельному исходу. О том, были ли такие случаи в Екатеринбурге в этом году, Роспотребнадзор умалчивает.
«Ситуация вышла из-под контроля»
«В 2023 году действительно наблюдается увеличение количества случаев заболевания коклюшем», – написал в ответе на запрос «ФедералПресс» начальник свердловского управления Роспотребнадзора Дмитрий Козловских, не приводя никаких конкретных цифр.
Среди причин чиновник назвал цикличность заболевания. Действительно, как показывают в недавней статье кандидат медицинских наук Анна Сомова и ее соавторы, вспышки коклюша в Екатеринбурге происходят каждые четыре года. Прошлые пики заболеваемости были зафиксированы в 2011, 2015 и 2018–2019 годах. Наиболее заметным стал последний.
Вторая причина, которую называет Козловских, – угасание иммунитета после прививок, сделанных по национальному календарю. Такие прививки делаются трижды в возрасте до одного года и один раз – в полтора года. Чиновник подчеркнул, что до введения прививок от коклюша в советское время на Среднем Урале было до 26 тыс. случаев ежегодно, сейчас «заболеваемость снизилась в сотню раз».
При этом свердловчанам рекомендовано делать платную ревакцинацию в 6–7 лет, в 14 лет, а взрослым из групп риска – каждые десять лет. Но мало кто проходит эту процедуру, из-за чего коклюшем часто болеют дети старше семи лет. В другой статье Сомова с соавторами даже писали, что «с 2015 года ситуация вышла из-под контроля».
«Насущной потребностью времени является широкое внедрение в практику дополнительной бустер-иммунизации против коклюша детей в возрасте 6–7 лет перед поступлением в школу и далее в подростковом возрасте. Для защиты от коклюша новорожденных и детей до 6 месяцев жизни необходимо вакцинировать лиц, контактирующих с ними с учетом наибольшей значимости отдельных категорий – потенциальных источников инфекции», – предупреждали медики.
Как защитить детей от коклюша
Дмитрий Козловских отметил, что у подростков заболевание часто проходит в легкой форме. В результате родители слишком поздно вызывают врача, так что инфекция переходит на младших детей в школе или семье, которые болеют сильнее.
Наиболее эффективной мерой профилактики он назвал карантин в детских коллективах, где есть больные. Также чиновник посоветовал проветривать помещения, использовать рециркуляторы для дезинфекции воздуха и мыть пол водой с дезинфицирующими средствами.
«Родителям следует помнить, что при появлении у ребенка признаков инфекционного заболевания не нужно отправлять его в садик или школу и заниматься самолечением, а необходимо обратиться к врачу», – заключил он.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0