В конце уходящего года министерство здравоохранения Омской области возглавил Артем Наркевич, уроженец поселка Козулька Красноярского края, до последнего времени работавший в Челябинске. Новый министр – потомственный медик, его мать большую часть жизни проработала в одной из центральных районных больниц. Какие перемены ждут сферу здравоохранения Омской области, как преодолеть кадровый голод и какие новые медучреждения появятся в регионе, Артем Наркевич рассказал в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».
О медицине и ответственности
Артем Николаевич, насколько я знаю, до переезда в Омск вы работали в Челябинске. Назначение для вас стало неожиданностью?
— Еще когда я работал в Челябинске, у меня было внутреннее ощущение того, что в ближайшее время должен произойти карьерный рост. Я родом из Красноярского края, и изначально я считал, что всю жизнь проработаю на родине. Ведь как говорят: «Где родился, там и пригодился». Но так получилось, что судьба меня занесла в Челябинск, и с этого момента мне стало ясно – оседлая жизнь закончилась. Я не знал, куда меня приведет этот путь, но то, что куда-то надо будет ехать, – это точно.
Вы как-то отметили, что одна из самых больших проблем в здравоохранении (не только в Омской области, но и в регионах) – это кадровый вопрос. Как планируете его решать? Может быть уже есть какие-то планы?
— Кадровый вопрос – проблема любой отрасли. Квалифицированные сотрудники нужны всегда. Но в системе здравоохранения сложно переложить роль врача на кого-то другого, поэтому дефицит тут ощущается особенно остро, и преодолеть его – одна из приоритетных задач для меня. Сейчас мы изучаем с коллегами, какие меры поддержки и подходы применяются в регионе. Буквально несколько минут назад мы встречались с ректором Омского медицинского университета и обсуждали кадровый вопрос. Могу сказать, что мы уже увеличили цифры приема в медицинский колледж, наращивается набор и на высшее образование. Поэтому – главное подготовить грамотных специалистов, а дальше следить за тем, чтобы они остались в регионе, подготовив необходимые меры поддержки.
В регионе вы человек новый, и, чтобы вникнуть в ситуацию отрасли в целом, необходимо провести большую работу. Что в первую очередь вы планируете сделать?
— Мое назначение выпало на конец года, а, как известно, это сложная пора: конец отчетных периодов по всем программам, финал финансового года. Сейчас важно завершить год по нацпроекту «Здравоохранение» и вникнуть в проблемы здравоохранения Омской области, чтобы максимально оперативно начать их решать.
О нацпроекте
Вы как раз затронули тему нацпроектов. Как оцениваете результаты Омской области в отработке национального проекта «Здравоохранение»?
— Могу сказать, что Омская область по результатам отработки нацпроекта находится примерно в середине. Мы не лидеры, но и не глубокие аутсайдеры. В то же время по некоторым направлениям, к примеру в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, мы показываем весьма неплохие результаты, и даже на федеральном уровне были отмечены успехи Омской области в решении этих вопросов.
Какая цель сегодня стоит перед министром здравоохранения?
— Цель довольно стандартная – повышение уровня здоровья и продолжительности жизни населения и, самое главное, – обеспечение доступности медицинской помощи. Важно, чтобы жители даже отдаленных поселков могли вовремя ее получить.
Планируете ли вы привлекать врачей из других регионов?
— Я надеюсь, что нам удастся создать такие условия, чтобы Омская область была интересна коллегам и из других регионов. Чтобы они смогли понять, что этот сибирский регион достаточно перспективен для их карьерного роста, для трудоустройства. Очень надеюсь, что это произойдет.
Можете приоткрыть завесу тайны и сказать, ожидаются ли какие-то масштабные проекты по строительству медучреждений?
— На сегодняшний день продолжается строительство детского инфекционного стационара, площадь которого порядка 2 тысяч квадратных метров, возводится поликлиника в поселке Восточный, где будут принимать как взрослых, так и детей, строится большое количество ФАПов и врачебных лабораторий.
О наболевшем
Довольно больной вопрос привлечения кадров в районные больницы и развития медицины на селе. Вы сами родом из небольшого поселка городского типа, а ваша мама всю жизнь работала в ЦРБ. Так что вы наверняка не понаслышке знаете, какие нюансы/сложности могут возникать при организации медицинской помощи в районах, можете представить себе чаяния сельских медиков. В этом отношении уже есть какие-то идеи, планы?
— Если говорить о сельской медицине, то здесь мы намерены расширять меры соцподдержки, в том числе для среднего медицинского персонала. Цель – создать более привлекательные условия для переезда в сельскую местность молодых специалистов. В планах также создание условий именно в районах области для перехода на целевое обучение среднего медперсонала. Еще одно новшество – работа с теми, кто только поступает в медицинский вуз: будем компенсировать им расходы на подготовительные курсы.
Какие есть механизмы поддержки медработников, планируются ли какие-то изменения в заработной плате?
— Вопрос крайне сложный, но в рамках периодической индексации и выполнения майских указов президента РФ планируем выполнять все обязательства, ну и соответственно увеличивать заработную плату.
Изменения не всегда видны
Программа модернизации объектов здравоохранения в регионе имеет хорошие оценки. Сколько еще ФАПов будет построено и отремонтировано в ближайшее время?
— За неполных три года реализации нацпроекта «Здравоохранение» уже отремонтировано 122 ФАПа и построено 76 объектов, из которых 52 ФАПа и 24 врачебные амбулатории. На сегодняшний день возводятся 12 ФАПов и шесть врачебных амбулаторий. Поэтому могу точно сказать, что программа модернизации приблизит медицинскую помощь к населению.
На ваш взгляд, в последнее время в медицине какой самый заметный прорыв?
— Порой мы не замечаем изменений, но, поверьте, они есть. Стоит вспомнить COVID. Насколько быстро была разработана вакцина, и причем не одна. Поэтому у нас произошел весомый скачок в разработке различных лекарственных препаратов. Просто мы в основном принимаем это как данность.
Кроме того, существенное развитие получил искусственный интеллект. Конечно, заменить медицинского работника нельзя, но новые технологии – огромная помощь сотрудникам отрасли, они повышают скорость и качество принятия решений.
Артем Николаевич, в ковидный год регион не справлялся с наплывом заболевших. Как сегодня министерство нацелено бороться с новыми вирусами?
— Я бы категорично не заявлял, что Омская область не справилась с ковидом. Все регионы испытали огромную нагрузку, и пандемия произвела фурор во всем мире. Как не допустить повтора такой ситуации? Мы ежедневно держим руку на пульсе, отслеживая число больных, и будем увеличивать коечные мощности. Вирусы постоянно видоизменяются, и надо быть в курсе, что и делаем.
О личном
Как ваша семья отреагировала на ваше назначение?
— Для всех это было неожиданностью, и мы не планировали так быстро уезжать из Челябинска, но поскольку все понимали, что оседлая жизнь закончилась, то и в Омск мы переехали оперативно, буквально за несколько дней.
Как вы любите отдыхать? Остается ли время на хобби, увлечения?
— Честно говоря, не до отдыха. Я прихожу на работу обычно раньше всех, а ухожу когда уже никого нет. Причем вне зависимости от должности. В выходные обычно решаю семейные вопросы: детей куда-то сводить да в магазины попасть. Вот и все развлечения.
За время пребывания в Омске успели ли уже где-то побывать, увидеть достопримечательности, что запомнилось?
— В целом Омск мне понравился. Он очень похож на Красноярск по расположению домов и дорог. Я первые дни уже передвигался на личном транспорте. Мне все знакомо, и мне комфортно.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Сумина, пресс-служба министерства здравоохранения Омской области