В Екатеринбурге после стрельбы в брянской школе прошли родительские собрания, посвященные школьной травле. По мнению психологов, залогом успешной борьбы с буллингом должно быть единство взрослых – но, по словам родителей, екатеринбургские педагоги далеки от идеала. О том, как победить школьную травлю и чем недовольны родители жертв, – в материале «ФедералПресс».
Как отличить травлю от конфликта
Корреспондент «ФедералПресс» побывал на родительском собрании Кировского района: в школе № 43 на Втузгородке собрались несколько десятков человек – в основном матерей. Дети большей части из них учатся в той же школе. Больше всего проблемой почему-то заинтересовались родители пятиклассников.
По словам психолога из центра «Диалог», детям «нужен одновременно сильный и добрый взрослый, который ведет за собой и расставляет акценты и ценности».
«Нужна работа не с конкретными детьми, а с детским коллективом. Нужны усилия всего взрослого сообщества. Там где становятся рядом родители и педагоги, травля сходит на нет», – рассказала специалистка.
При этом она призвала отличать травлю от схожих ситуаций. Например, в конфликте детей, где есть столкновение конкретных интересов и нет жестко закрепленных ролей жертвы и агрессора, могут помочь свои процедуры, которые противопоказаны при буллинге: так, обоим участникам рекомендуют проговорить друг другу свои чувства. Если ребенок непопулярен в классе, но какого-то насилия или оскорблений нет, ему лучше поработать с психологом индивидуально. То же самое относится к случаям, где в классе есть агрессор, но остальные дети его не поддерживают. Травля же – систематическое и целенаправленное преследование одного ученика целой группой детей, подчеркивает психолог.
Как справиться с травлей в школе
Среди наиболее частых ошибок при столкновении с травлей – перевод ребенка-жертвы в другой класс или школу. В этом случае агрессоры просто выбирают себе новый объект преследований. Другая ошибка – увещевать хулигана, пытаясь пробудить жалость к жертве: именно это питает его силу. Также бессмысленно отправлять оскорбленного ребенка до 12–13 лет самому расправляться с обидчиками, а попытки наказать хулиганов самостоятельно попросту незаконны. Советы жертве наподобие «Не обращай внимания», «Учись налаживать отношения» и «Дай сдачи» могут только усугубить ситуацию, если за ними не стоит реальная вовлеченность взрослого.
В целом главный совет психолога – говорить с ребенком не только об оценках, но и об отношениях в коллективе. Это касается не только жертв и агрессоров, но и тех детей, которые остаются в роли наблюдателей, ведь именно от них зависит, как долго будет продолжаться травля.
«В каждом классе есть тот ребенок, который способен первым сказать: это тупо, это не смешно, это мерзко. У нас была девочка, которая была средней ученицей, не всегда с примерным поведением. Но к ней прислушивались, она была позитивным неформальным лидером. И когда она стала проявлять себя, многие ребята тоже стали говорить и защищать, и все стало лучше. А потом пришел хороший педагог, который детей с агрессивным поведением увлек спортом, и все рассосалось само собой», – привела психолог пример из собственного опыта.
Детей стоит учить тому, как помогать другим, искать компромиссы, поддерживать и утешать друг друга, принимать людей разными. При этом необходимо избегать как гиперопеки, которая порождает виктимное поведение, так и жестокости, которая воспитывает потенциальных агрессоров. Если ребенок уже участвует в травле, нужно выяснить, какие нереализованные потребности за этим стоят, обратиться к психологу или социальному педагогу.
Учителя не на высоте
Если ребенок подвергся травле, следует поговорить с ним самим, подробно выяснив, кто и как унижает его, кто из одноклассников или педагогов может заступиться, как он сам отвечает на оскорбления. После этого нужно обратиться к классному руководителю. Если же он отказывается разбираться, а травля переходит все границы, то нужно документировать все побои и оскорбления, а затем писать заявление директору. Если и это не поможет, придется жаловаться в отдел образования районной администрации.
Как заявили сразу несколько участников родительского собрания, зачастую екатеринбургские учителя и классные руководители предпочитают не обращать внимания на травлю. Если даже на их глазах у ребенка отбирают вещи, они становятся на сторону агрессоров или предлагают «разбираться самим», возмущаются матери.
О наиболее вопиющем случае рассказала мать одного из учеников той самой школы № 43, где происходило собрание. По ее словам, одноклассник ребенка переключился на преследование ее самой.
«Это нормально, что от мальчика приходят письма матери [жертвы], что она шлюха? Он начал лазить по соцсетям, я заблокировала – он начал на телефон писать. Хочется найти и отхлестать по полной программе», – заявила оскорбленная екатеринбурженка.
По ее словам, директор ограничилась отпиской о том, что обращение принято в работу. Сейчас она планирует повторно подавать жалобу.
Фото: pxhere.com