В Екатеринбурге начался учебный год – очередное испытание для детей и их родителей. Сложнее всего приходится школьникам и студентам с нейроотличиями, психическими особенностями и заболеваниями: хотя в школах все больше говорят об инклюзивности, мало кто из педагогов по-настоящему разбирается в потребностях «странных» учеников. О том, с какими трудностями сталкиваются «особенные» подростки и какие лайфхаки могут им помочь, – в материале «ФедералПресс».
«Худшее время в жизни»
Никите из Екатеринбурга 30 лет, он работает программистом, окончил аспирантуру УрФУ и пишет кандидатскую диссертацию. При этом у него аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Оба диагноза относятся к числу самых распространенных расстройств: по данным ВОЗ, аутизм есть у каждого сотого ребенка, а СДВГ – едва ли не у каждого десятого. Но учителя Никиты продемонстрировали свое незнакомство с их особенностями.
«Когда я учился в школе, то это было худшее время в моей жизни. У меня нет ни одного радостного или просто хорошего воспоминания о том времени, я жил в постоянной тревоге», – пишет Никита в своем телеграм-канале.
Канал School kills autists екатеринбуржец завел недавно – он решил не только поделиться своим опытом, но и помочь тем, кто сейчас попадает в подобные ситуации.
Травля и скандалы
Одной из главных проблем в школе была травля: одноклассники часто отбирали или портили вещи «странного» ребенка. Учителя и родители при этом реагировали неадекватно: они фактически становились на сторону агрессоров и закрывали глаза на травлю, считая ее «детскими играми». Они то требовали, чтобы Никита «постоял за себя», то ругали его за драки, когда он давал сдачи обидчикам.
«Если у них самих кто-то из коллег на работе украл или забрал бы просто так какой-то предмет, это было бы поводом обратиться в полицию», – возмущается он поведению педагогов.
Родители обвиняли сына в его проблемах, ставили ему в пример тех же школьных хулиганов и наказывали, когда он отказывался идти на уроки.
«Взрослые мне говорили слащавые речи: «Ой, вы просто дурачитесь, все дети такие. Вот увидишь, вы будете вспоминать об этом с улыбкой, соберетесь после выпуска и будете вспоминать, какие вы были глупые». Так вот, мне все еще не смешно», – говорит Никита.
Отдушиной для подростка был кружок английского, где он завел знакомых из другой школы. Но родители не захотели ни переводить его к друзьям, ни забирать на домашнее обучение. В результате в старших классах он большую часть времени занимался самостоятельно, что не помешало ему сдать ЕГЭ и поступить в университет.
Невозможность сосредоточиться
Никите было сложно писать работы в классе или делать домашние задания в присутствии родителей. Это также не встречало понимания ни в семье, ни в школе.
«Когда я пытался объяснить, что не могу сосредоточиться на контрольной по алгебре из-за шума в классе, завуч говорила, что я над ней издеваюсь и привлекаю к себе внимание, ведь эту же самую контрольную я написал на отлично в ее кабинете», – рассказывает он.
Взрослые замечали, что мальчик хорошо читает, считает, программирует и даже ставит опыты, но это лишь приводило к дополнительным обвинениям: они заявляли, что в классе он плохо старается.
Из-за СДВГ Никита не мог спокойно сидеть на уроках или за домашним заданием: чтобы думать, ему нужно было ходить по комнате. Обычные советы по подготовке к экзаменам или сохранению концентрации не помогали. Переломным моментом стало знакомство с биографией советского физика Льва Ландау: Никита узнал, что ученый любил работать лежа и тоже попробовал учиться так, как ему комфортно.
«Я стал снова бегать по комнате в процессе выполнения заданий. Я понял, что если я сижу на месте и смотрю в монитор или тетрадь, то я теряю концентрацию и мне сложно думать», – рассказывает он.
Некоторые лайфхаки екатеринбуржец использует до сих пор. Например, помимо ходьбы по комнате, ему помогают сосредоточиться игры со спиннером, кендамой или даже обычной шариковой ручкой.
«Голливудский сюжет»
В начале учебы в университете Никита тоже испытывал трудности: в частности, ему пришлось тренировать речь, которая даже после школы была неразборчивой. На втором курсе он выбрал научным руководителем известного ученого.
«То, что он взял меня, когда у меня были проблемы с речью и я на нервах мог завалить экзамен, сыграло большую роль. С людьми, которые говорили, что я не справлюсь, не должен заниматься наукой и идти на сильную кафедру, я просто прекратил общение. Мои задачи – это часть жизни, я о них постоянно думаю, я ими занят. К успеху привело именно это, плюс способности, плюс научный руководитель. Такой голливудский сюжет: человек, в которого никто не верит, тихо работает, несмотря ни на что, и получает результат», – объясняет Никита.
В итоге екатеринбуржец окончил вуз с красным дипломом и медалью за магистратуру. Уже в аспирантуре он устроился на крупное предприятие, но увиденное его разочаровало: коллеги равнодушно отнеслись к предложениям внедрять новые технологии, которые Никита изучал в университете. Из-за токсичного коллектива проблемы с аутизмом обострились: почти ежедневно происходили мелтдауны – характерные для аутистов нервные срывы. После перехода на частное предприятие Никите стало гораздо лучше. Сейчас он работает в IT: занимается решением транспортных задач.
«Работать можно в шумозащитных наушниках, это никому не важно, потому что люди заняты работой, а не разговорами. Разработка ведется быстро, нет чувства, что все интересное проходит мимо. К тому же можно работать из дома», – рассказывает он.
Советы для новичков
Благодаря своему опыту Никита сформулировал несколько советов для школьников и студентов с психическими особенностями.
Например, аутичные люди часто прибегают к стиммингу – повторяющимся движениям, которые спасают их от эмоциональной перегрузки. В школе или университете для этого можно использовать специальные ручки для пенспиннинга, фингерборды, напульсники или силиконовые браслеты на запястьях. Кроме того, справиться с напряжением помогает рисование.
Аутичные студенты могут испытывать сильный стресс из-за незнакомого места и больших толп людей. Никита советует в новом университете заранее познакомиться с расположением аудиторий, туалетов и других помещений, а также приходить одним из первых, когда в коридорах нет толкучки. Панику может вызвать и битком набитая столовая в новом месте, поэтому студентам, склонным к таким реакциям, лучше приносить еду с собой. А на переменах аутичным студентам или школьникам полезно уединяться в пустой аудитории или другом укромном уголке, чтобы восстановить силы. Для изоляции от лишних впечатлений екатеринбуржец рекомендует носить наушники и толстовку.
Никита уверен, что с такими нейроотличиями можно учиться по любимой специальности, даже если это вызывает сложности.
«Не надо слушать чужое мнение, надо продолжать делать то, что хочешь», – заключает он.
Фото: изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2; ФедералПресс / Александр Калинин