19 декабря 1947 года в Магаданской области, в бухте Нагаева, сухогруз, подходя к портовскому причалу, напоролся на лед. В носовой части судна начался пожар, чуть позже прогремел взрыв. Следом сдетонировали капсюли, находившиеся на другом судне. В результате трагедии погибло свыше 100 человек, материальный ущерб составил 116 млн рублей.
День катастрофы
Утром 19 декабря в Магадане было морозно и ветрено, у порта образовалась корка плотного льда. Пароход «Генерал Ватутин» с взрывоопасными веществами на борту в 10:10 подошел к причалам Нагаевского порта и в 300 метрах от них начал делать разворот кормой. В этом время он ударился носом о кромку льда, из поврежденной части повалил густой черный дым, начался пожар. Спустя короткое время на судне произошел небольшой взрыв, после чего отвалился частично левый борт.
Горящий пароход понесло к пирсам, где стояли семь судов, в том числе груженые углем и жидким топливом. На одном из них находилась взрывчатка – полтонны аммонала. Капитан пытался развернуть пароход, однако это ему не удалось сделать.
В 10:25 на «Ватутине» произошел второй взрыв, уже огромной силы. Сразу после этого сдетонировали капсюли, находившиеся в носовой части парохода «Выборг». В результате оба парохода практически сразу и одновременно затонули.
Причины и последствия
Есть множество версий, почему начался пожар на пароходе – от случайно брошенной папиросы до диверсии. Однако точно известно, что даже при таких раскладах столько жертв и разрушений можно было избежать, если бы руководство Нагаевского порта следовало технике безопасности. Главной ошибкой стало решение поставить пароход с взрывчаткой рядом с другими судами, в том числе с танкером. Согласно правилам технической эксплуатации морского флота, такие действия категорически запрещены. Кроме того, на территории порта находилась и нефтебаза, где стояло 10 резервуаров с бензином, маслом и мазутом по 1700 кубометров каждый.
От взрыва «Генерала Ватутина» образовалась волна до 10 метров высотой с кусками льда, которая обрушилась на стоявшие рядом пароходы, нанеся повреждения. Через четыре дня после катастрофы военные водолазы обследовали дно бухты – там образовался котлован длиной до 100 метров, шириной 40 метров и глубиной 7 метров. Части самого судна разбросало по дну на расстояние до 150 метров.
Из числа команды парохода никто не выжил, тела не нашли. Помимо этого, сотни людей были ранены и контужены – это моряки, пожарные, работники порта, пассажиры пароходов. Взрывная волна разрушила и повредила здания на расстоянии нескольких километров от бухты. Ущерб составил 116 миллионов рублей, не считая стоимости двух погибших пароходов.
«ФедералПресс» рекомендует прочитать, как 55 лет назад в страшном кораблекрушении у Чебоксар погибли десятки пассажиров.
Фото: РИА Новости / Владимир Первенцев