Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Быстрые победы, беспилотные технологии и кибербезопасность: о чем говорили на форуме по цифровой транспортации

логистический хаб
Цифровизация значительно улучшит качество транспортно-логистических услуг в России

Повестка международного форума «Цифровая транспортация», объединившего на площадке в Москве цифровых лидеров отрасли, охватила обсуждение вопросов, касающихся развития не только классического транспорта, но и популярного «транспорта последней мили» – самокатов и велосипедов. Технологичный уровень отрасли здесь демонстрировали встречающие и повсюду сопровождающие гостей роботы, кроме того, участники могли вживую посмотреть на первый автономный запуск парома «Генерал Черняховский», передает «ФедералПресс».

Лидер цифровизации

Как заявил, приветствуя участников и гостей форума, вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, цифровая трансформация стоит в числе национальных приоритетов России, а транспортно-логистическая отрасль является лидером цифровизации.

«От качества цифровых транспортно-логистических платформ и сервисов напрямую зависит конкурентоспособность российских компаний, комфорт и безопасность пассажирских перевозок», – сказал он. – «Уже сейчас мы видим все больше положительных эффектов от цифровизации транспортного сектора. Благодаря спутниковым системам мониторинга транспорта GPS и ГЛОНАСС снижаются затраты на потребление топлива, повышается производительность труда водителей. Отечественные цифровые решения позволили в кратчайшие сроки перестроить транспортные потоки и наладить новые логистические цепочки».

По его словам, для решения задачи по импортозамещению в России сформированы четыре индустриальных центра компетенций, реализующие 18 проектов, совокупно оценивающихся в более чем 19 млрд рублей. В числе достижений отрасли Дмитрий Чернышенко назвал запуск ФГИС «Такси», переход отраслевых систем на единую цифровую платформу «Гостех», а также рост до 31 доступных для граждан цифровых транспортных услуг на портале госуслуг.

«Серьезные успехи достигнуты в сфере внедрения беспилотного транспорта: на магистрали М-11 «Нева» дан старт коммерческому движению беспилотных грузовиков по маршруту Москва – Санкт-Петербург. К 2030 году общая протяженность беспилотных коридоров в стране должна составить не менее 19 500 километров», – рассказал вице-премьер.

Сегодня Россия является одним из лидеров по развитию беспилотного транспорта. Как напомнили в пресс-службе форума, направления по беспилотному транспорту были отражены в утвержденном еще в 2021 году перечне инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Речь идет о беспилотных логистических коридорах, автономном судовождении и беспилотной аэродоставке грузов. 1 сентября 2023 года в стране утвердили Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. В этом году в Чукотском автономном округе состоялся запуск коммерческой доставки грузов «Почтой России» по нескольким маршрутам с использованием беспилотных летательных аппаратов. А к проведению форума по цифровой транспортации был приурочен запуск первого в России парома «Генерал Черняховский» в автономном режиме. Заказчиком проекта выступил «Росморпорт», а разработчиком системы автономного судовождения – Sitronics Group.

«Для дистанционного управления судами, находящимися в открытом море, а также возможности мониторинга окружающей навигационной обстановки и контроля основных параметров движения паромов в Санкт-Петербурге создан первый в России Центр управления морскими автономными судами. На базе ведущих транспортных вузов страны созданы специальные тренажерные центры, где по разработанным Минтрансом России программам прошли подготовку первые экипажи автономных судов. Внедрение технологий автономного судовождения на паромах «Росморпорта» позволит открыть «окно возможностей» для широкого круга отечественных судоходных компаний на пути снижения себестоимости морских перевозок, уменьшения влияния человеческого фактора на безопасность мореплавания и, как следствие, повышения производительности труда и конкурентоспособности отрасли», – рассказал заместитель генерального директора по безопасности мореплавания ФГУП «Росморпорт» Кирилл Гайда.

Национальная цифровая платформа в сфере логистики

По словам министра цифрового развития РФ Максута Шадаева, Минцифры и Минтранс в ближайшие годы запустят национальную цифровую платформу в сфере логистики, одновременно введя стандарты «умной» инфраструктуры для автодорог. Платформа разрабатывается под эгидой Минтранса РФ во взаимодействии с крупным бизнесом, среди которого ОТЛК ЕРА, FESCO, «ДелоТех» (входит в группу «Дело»), ПЭК, «Деловые линии», «Евросиб» и другие, а также ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика».

Как сообщила пресс-служба форума, создание платформы нацелено на объединение цифровых логистических сервисов грузоперевозчиков, обеспечение бесшовной грузовой логистики, переход с бумажного на электронный документооборот и снижение итоговой стоимости перевозки. Иными словами, она станет своеобразной службой «одного окна» для взаимодействия государства, перевозчиков и их клиентов, пояснили организаторы форума.

«То, что мы делаем – это глобальное изменение транспортно-логистической отрасли. Бизнес готов менять свои бизнес-модели, проводить пилотные проекты. Мы все должны понимать, что это вызов, с которым мы, уверен, справимся. Вызов мирового масштаба, поскольку примеров такой платформы в мире нет», – отметил заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов.

«Крупный бизнес готов вложиться в доработку своих корпоративных систем для того, чтобы можно было интегрировать их с создаваемой национальной платформой. <…> В свое время мы в рабочей группе подсчитали, что грузоперевозчикам требуется предоставить 150 документов при ввозе груза в страну и 117 при вывозе. Это документы в абсолютно разных форматах для различных систем госорганов, в которых дублируются одинаковые сведения. Поэтому так важно создать «единое окно», что позволит убрать дублирование и сократит время на подачу и проверку документов. Мы поднимаем этот вопрос уже 5 лет, но именно сейчас видим заинтересованность со стороны федеральных органов власти», – рассказала директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.

Первые сервисы национальной цифровой платформы для грузоперевозчиков будут доступны уже в 2024 году. Она станет следующим этапом цифровой трансформации транспортной отрасли. Изначально в 2022 году на рынке была внедрена и стала успешно развиваться Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), являющаяся основой для цифровой трансформации отрасли. Сейчас в приоритете – ее интеграция с системой РЖД ЭТРАН и цифровизация документов для морских перевозок, чтобы обеспечить переход на цифровые бизнес-модели мультимодальных грузовых перевозок. В будущем работа нацплатформы будет увязана с цифровыми национальными логистическими платформами стран БРИКС и ШОС, например, с китайской Logink и индийской ULIP, отметили в пресс-службе форума.

«Мы до сих пор говорим о слабой развитости бесшовных технологий. Дело в отсутствии интегрированных решений на уровне государства и бизнеса, которые позволят исключить информационные разрывы в цепочках поставок. Объективно важным является то, что это именно совместная работа государства и бизнеса», – прокомментировала директор по взаимодействию с органами государственной власти «Объединенной транспортно-логистической компании – Евразийского железнодорожного альянса» Лариса Коршунова.

Фото: hippopx.com

Сюжет по этой теме
17 ноября 2023, 10:21

Бизнес 2023/2024: главные события и тренды

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.