Top.Mail.Ru
Новости компаний
Оренбургская область
0

Как в Оренбурге реализуется правительственная программа модернизации аэропортов

Российская авиация встает на крыло
Российская авиация встает на крыло

Президент РФ Владимир Путин во время прямой линии в декабре 2023 года в очередной раз обратил внимание на важность продолжения модернизации и дальнейшего развития отечественной авиационной отрасли. Речь идет о строительстве не только новых самолетов, но и воздушных гаваней, поскольку именно они являются драйверами экономического развития регионов. «ФедералПресс» начинает серию материалов о модернизации и строительстве аэропортов РФ, которые проводятся в рамках реализации правительственных программ. Сегодня мы рассказываем о международном аэропорте Оренбург, который в конце 2023 года обслужил своего миллионного пассажира. Именно на такой объем пассажиропотока воздушная гавань смогла выйти в течение года.

Общая характеристика аэропорта Оренбург

Международный аэропорт Оренбург имени Юрия Гагарина – воздушная гавань федерального значения.

Аэропорт расположен в 19 км к востоку от города, на этом месте он построен в середине 70-х годов ХХ века.

Функционирует двухэтажное остекленное здание пассажирского терминала.

В 2023 году пассажиропоток аэродрома за год достиг миллиона человек, к этому показателю воздушная гавань двигалась в течение нескольких лет.

Приятное событие и его историческое значение

Аэропорт Оренбург обслужил своего миллионного пассажира впервые, что стало для воздушной гавани историческим событием.

«Сегодня исторический день для оренбургской авиации, так как мы впервые достигли рубежа в миллион пассажиров за год. Это стало возможным благодаря беспрецедентным мерам поддержки со стороны президента, правительства Российской Федерации, а также поддержки лично губернатора и правительства Оренбургской области», – отметил 15 декабря 2023 года исполнительный директор аэропорта Оренбург Андрей Крицкий.

«Миллионником» аэропорта Оренбург стала пассажирка рейса N4-78 авиакомпании Nordwind Ирина Дрофа, летевшая с дочерью из Оренбурга в Москву.

«В настоящее время из аэропорта Оренбург доступны девять внутрироссийских и международных направлений полетов, которые выполняют семь авиакомпаний», – сообщает пресс-служба холдинга «Аэропорты регионов», под управлением которого находится воздушная гавань «Оренбург».

Российская авиация встает на крыло

Аэропорт Оренбург: памятные вехи

Днем рождения аэропорта Оренбург стало 21 августа 1930 года: из Москвы в Ташкент первым почтово-пассажирским рейсом вылетел шестиместный самолет К-5 конструкции К. А. Калинина.

Строительство аэродрома началось в 1931 году. Оно велось в районе Нежинского сельсовета, вблизи границы колхоза Красный Посад.

Импульсом к созданию послужила необходимость иметь опорную точку на пути в Среднюю Азию, развитие восточных маршрутов. Аэропорт был расположен на воздушной линии между Москвой и Ташкентом, которая имела протяженность более трех тысяч километров.

В 30-е годы на аэродроме под Оренбургом учили военных летчиков.

В 1937 году сдан в эксплуатацию аэровокзал строящегося аэропорта.

В 1957 году городу было возвращено имя Оренбург. До этого он носил имя прославленного летчика Валерия Чкалова, а летный отряд, базировавшийся на аэродроме, был «чкаловским».

В 1974 году на аэродроме Оренбурга сдана в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса с твердым искусственным покрытием.

С 1975 года начались регулярные пассажирские рейсы из нового аэропорта на самолетах «Ан-24» и «Ту-134», а с 1976 года и на «Ту-154».

1 марта был образован 356-й летный отряд.

В декабре 1976 года сдан в эксплуатацию аэровокзал с пропускной способностью 400 пассажиров в час. Четырехэтажное здание авиационно-технической базы появилось в 1980 году.

В 1991 году из аэропорта Оренбург был совершен первый международный рейс в Киев, а в 1992 году аэропорт получил статус международного.

В 1993 году Оренбургский объединенный авиаотряд получил статус государственного авиационного предприятия.

20 мая 2002 года ГУП «Оренбургские авиалинии» переименовано в ФГУП «Оренбургские авиалинии».

30 мая 2005 года аэропорт получает допуск к приему воздушных судов «Боинг 737-300, 400, 500».

25 апреля 2008 года получен допуск к приему ВС «Боинг 737-800».

20 июля 2009 года получен допуск к приему ВС «Боинг 757-200».

11 августа 2010 года из состава ФГУП «Оренбургские авиалинии» выделен аэропорт ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург».

В 2010 году он был назван лучшим среди аэропортов стран СНГ.

Российская авиация встает на крыло

В честь 50-летия первого полета человека в космос аэропорту Оренбург в 2011 году было присвоено имя Юрия Алексеевича Гагарина – первого космонавта планеты.

В 1955 году Гагарин был призван на службу в армию и направлен для прохождения службы в Первое военно-авиационное училище летчиков имени Клима Ворошилова в городе Чкалов (так назывался Оренбург с 1938-го по 1957 год).

Новая эпоха

4 октября 2012 года ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» передан в собственность Оренбургской области и переименован в ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт Оренбург».

В 2015-м аэропорт обслужил более 630 тысяч человек.

Материальной базой аэропорта служил двухэтажный терминал с панорамным остеклением, а собственный парк воздушных судов насчитывал более 50 машин.

В 2017 году Орский аэропорт был присоединен к оренбургскому. Аэропорт Оренбург принял участие в Международном форуме «Оренбуржье – Сердце Евразии».

26 ноября 2020 года создано акционерное общество «Международный аэропорт Оренбург». Учредителем стало министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

В декабре введен в эксплуатацию «Зал прилета».

Приватизация и модернизация

Почти все открытые источники сохраняют молчание об истории аэропорта «Оренбург» после 2020 года.

По сведениям «ОренбургМедиа», в 2020 году аэропорт «Оренбург» сменил статус государственного предприятия на акционерное общество для проведения дальнейшей приватизации.

До проведения приватизации аэропорт имел огромные долги и подходил к процедуре банкротства.

Одним из условий передачи воздушной гавани в частные руки было проведение дальнейшей модернизации инфраструктуры аэропорта «Оренбург», включая терминал вылета, а также выведение аэропорта из ситуации банкротства.

«В торгах приняло участие три претендента. В ходе торгов участники подняли начальную цену почти в два раза. Цена продажи составила 3,193 млрд рублей, при начальной цене – 1,681 млрд рублей)», – транслирует информацию Российского аукционного дома «ОренбургМедиа».

В ноябре 2021 года была закрыта сделка по покупке АО «Оренбург».

На счет бывшего собственника УП Оренбургской области «Областной имущественный фонд» поступили денежные средства в размере 3 млрд 193 млн рублей.

ООО «АБС ОРЕНБУРГ» стало обладателем 100 % акций оренбургского аэропорта. Ее учредители — холдинг «Новапорт» и УК «Аэропорты Регионов».

На тот момент «Аэропорты Регионов» принадлежали Виктору Вексельбергу. Однако в 2021 году из-за действия западных санкций он был вынужден официально устраниться от прямого управления компанией.

К 2023 году новые хозяева аэропорта Оренбург смогли закрыть долги воздушной гавани, полностью оплатить приобретенную собственность и приступить к реализации проекта по строительству нового пассажирского терминала.

Российская авиация встает на крыло

Наша справка

Виктор Вексельберг

По данным Forbes, Виктор Вексельберг занимает в 2023 году 24-е место в рейтинге российских миллиардеров. Его состояние оценивается в 6800 млн долларов.

Вексельберг является председателем совета директоров группы компаний «Ренова».

Дата рождения: 14.04.1957.

Место рождения: Дрогобыч, Украина.

Образование: Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (1979).

Семейное положение: женат, двое детей.

Цитата: «Богатство – это критерий социального успеха человека, отображение его способностей, отчасти везения».

В 2022 году состояние Вексельберга, по данным Forbes, оценивалось в 5500 млн долларов. За минувший год ему удалось заработать 1300 млн долларов.

В октябре 1990 года Вексельберг учредил совместное предприятие «Ренова». В 90-е годы принимал активное участие в приватизации. Сфера интересов – алюминий и нефть.

***

«С июля 2020 года 100 % акций УК «Аэропорты Регионов» принадлежат компании «Ретранс». Ей, в свою очередь, владеют бывший топ-менеджер «Реновы» Владимир Резер (90 %) и менеджмент УК «Аэропорты Регионов» (10 %)», – сообщает РБК.

Согласно данным ЕГРЮЛ, до последнего времени «Аэропорты Регионов» принадлежали «Ренове» через кипрскую Fulgate Consultants Limited. Компания «Ретранс» с уставным капиталом 3 млн руб. была создана 31 декабря 2019 года, на тот момент Резеру принадлежало 10 % напрямую, а еще 90 % – его компании «РЕ-Финанс».

Сами аэропорты остались в собственности «Реновы», планов их продажи нет.

УК «Аэропорты Регионов» – ведущая аэропортовая компания России

Управляющая компания «Аэропорты Регионов» основана в 2012 году.

На сегодня под управлением УК «Аэропорты Регионов» находятся десять аэропортов: Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Оренбурга и Тобольска.

В трех из них – Петропавловске-Камчатском, Благовещенске и Оренбурге – компания реализует проекты комплексной модернизации аэропортовой инфраструктуры.

По итогам 2021 года услугами аэропортов под управлением УК «Аэропорты Регионов» воспользовались более 16 млн пассажиров.

Общий объем частных инвестиций в проекты, которыми оперирует компания, превышает 100 млрд рублей. Это как деньги частного бизнеса, так и государственная поддержка, выделенная в рамках целевых программ.

Российская авиация встает на крыло

В настоящее время аэродрому разрешено принимать:

  • А-319, А-320, A-321;
  • ATR-42, ATR-72;
  • В 737-300, В 737-400, B 737-500, B 737-800, B 737-900, B 757-200, B 767-300;
  • CRJ-100, CRJ-200;
  • Embraer-120, Embraer-170, Embraer-190, Embraer-195;
  • L-410;
  • RRJ-95 (SSJ100);
  • Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-148;
  • Ил-76;
  • Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-214;
  • Як-40, Як-42, другие типы ВС III и IV классов, вертолеты всех типов.

Российская авиация встает на крыло

Время работы – круглосуточно, семь дней в неделю

В 2022 году взлетно-посадочная полоса аэропорта в Оренбурге прошла модернизацию и реконструирована.

Как доехать до аэропорта Оренбург

До воздушной гавани города Оренург круглосуточно ездит общественный транспорт – автобус № 101 «Ж/д вокзал – аэропорт Оренбург».

Сайт с рабочим расписанием транспорта находится по этому адресу, информация доступна также по номеру диспетчерской службы: 44-69-29.

Время в пути – 1 час.

Также до Оренбургского аэропорта можно добраться, заказав трансфер по номеру: (3532) 44-15-55. Приблизительное время в пути – 40 минут.

В инфраструктурный комплекс аэропорта «Оренбург» входит:

  • бесплатные и платная парковка;
  • двухэтажный комплекс аэровокзала, который включает два основных этажа и цоколь.

На нулевом этаже находятся камера хранения, оружейная комната и туалеты.

На первом этаже расположены основные службы аэропорта – таможенный и паспортный контроль, медпункт, зал ожидания, выдача багажа, банкоматы, билетные кассы, комната матери и ребенка, торговые точки.

На втором этаже – несколько залов ожидания различного класса, кафе, таможенный и паспортный контроль.

Также на территории аэропорта Оренбург расположены гостиничные номера.

Российская авиация встает на крыло

«Оренбургский пуховый платок» из стекла и стали

В сентябре 2023 года началось строительство нового пассажирского терминала аэропорта Оренбург.

Новое здание аэропорта будет иметь форму пухового платка, которым славится Оренбуржье.

Строительство терминала будет стоить более 13 млрд рублей. Модернизация аэропортного комплекса в Оренбурге проводится с помощью частных инвестиций и государственной поддержки.

Завершить это строительство руководство компаний «Новапорт Холдинг» и «Аэропорты Регионов» планируют до конца 2025 года. При этом аэропорт будет работать в обычном режиме.

«Терминал должны построить до конца 2025 года. У нас есть все для этого – есть проект со всеми решениями, есть ресурсное обеспечение, и, самое главное, у компании есть опыт, потому что уже построены десятки новых терминалов. Плохо только одно, что мы в отстающих здесь, потому что давно могли бы его построить, если бы своевременно приняли решение о приватизации аэропорта», – транслирует «Урал56.Ru» слова губернатора Оренбургской области Дениса Паслера.

Каким будет новый аэропорт Оренбурга

В 2022 году конкурс на концепцию реконструкции оренбургского аэропорта выиграло московское архитектурное бюро Kosmos. Как следует из официального сайта бюро, его основали четыре молодых московских архитектора. По последним данным, трое из них в настоящее время живут и работают за пределами России.

Согласно задумке архитекторов, в основу архитектурной концепции положено ажурное плетение останкинской телебашни. В здании будущего аэропорта «стальные нити» будут выплетать «пуховый платок».

Проект новой воздушной гавани Оренбурга успешно прошел процедуру госэкспертизы.

Общая площадь здания нового пассажирского терминала – более 23 тысяч квадратных метров.

Здание нового терминала будет иметь четыре этажа.

Здесь будут оборудованы комфортабельные залы ожидания, включая залы повышенной комфортности, зона для кафе и магазинов, комната матери и ребенка, медпункт.

Проектом также предусмотрена реконструкция привокзальной площади с увеличением количества парковочных мест до 500.

Российская авиация встает на крыло

Кто начал строить

К выполнению строительных работ на объекте приступила строительная компания «Райдекс». Компания считается новосибирской, но имеет головной офис в Москве.

Основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий. На рынке ООО СК «РАЙДЕКС» находится более восьми лет. Официальная численность сотрудников – 423 человека.

Уставной капитал компании составляет 20 тысяч рублей. Показанная выручка по итогам 2022 года – 2,3 млрд рублей.

Год назад компания сменила московского учредителя на новосибирского. Согласно данным ЕГРЮЛ, предыдущий директор компании числился учредителем более чем 40 коммерческих организаций, почти все они в настоящее время ликвидированы.

Перспективы новой воздушной гавани

Пропускная способность составит не менее 1000 пассажиров в час, в том числе на внутренних авиалиниях не менее 600 пассажиров в час, на международных линиях – не менее 400 пассажиров в час.

Таким образом, пропускная способность нового терминала будет выше в 2,5 раза.

«Это очень значимый проект не только для Оренбургской области, компаний «Новапорт Холдинг» и «Аэропорты Регионов», но и для всей страны. Из года в год меняется наша страна, создаются условия для развития авиасообщения между регионами. И, конечно, для этого имеет значение создание комфортабельных терминалов, в которых люди чувствуют себя удобно, стандарты сервиса отвечают современным требованиям», – транслирует «Урал56.Ru» слова председателя совета директоров УК «Аэропорты Регионов» Рината Халикова, которые он сказал на торжественном открытии строительства нового терминала.

Проект будет реализован при господдержке

Известно, что здание нового пассажирского терминала будет построено с привлечением кредитных средств, которые предоставит ВЭБ.РФ.

«Авиационный бизнес никогда не будет убыточным, я в этом убежден. Вопрос не в том, что авиационные холдинги не могут заработать или у них нет денег. Но они постоянно «плачутся», чтобы получить от государства «дешевые деньги», с которых потом будут получать доходы. В этой точке сходятся интересы и государства, и авиационных холдингов. Бизнесу нужно зарабатывать, а государству – обеспечивать развитие регионов, наличие в стране транспортной доступности», – пояснил «ФедералПресс» один из отечественных авиационных экспертов.

Модернизация российских аэропортов – необходимый шаг. За два минувших года количество зарубежных перелетов сократилось практически вдвое, что связано с влиянием западных санкций.

Между тем более чем на 90 % вырос пассажиропоток на внутренних линиях.

«Сейчас 90 % пассажиропотока российских аэропортов направлено внутрь страны. Количество рейсов за рубеж за последние пару лет упало в два раза. Аэропорты, которые сейчас строятся, модернизируются и открываются, учитывают эту тенденцию, нацеливаются на внутренние перелеты пассажиров», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» главред портала Avia.ru Роман Гусаров.

Кроме того, за последние три года российские авиакомпании потеряли до трети пассажиропотока. Сейчас постепенно происходит преодоление этой негативной тенденции.

Правительством РФ и главой государства поставлены первоочередные задачи по модернизации воздушных гаваней на севере страны, Дальнем Востоке, а также в южных регионах. Также в программу господдержки входят материально устаревшие аэропорты и расположенные в экономически значимых регионах России.

В 2023 году в России проходят реконструкцию 18 воздушных гаваней. Правительство РФ выделило на эти цели 40 млрд рублей.

В 2024 году комплексную модернизацию пройдут 16 российских аэропортов. На эти цели правительством запланирована сумма в 35,5 млрд рублей.

Ранее сообщалось, что глава РФ пояснил, какой ответ готовит страна на попытку обрушить авиасообщение.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Ельцова, Евгений Поторочин

Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.