О несовершенстве российского законодательства при взыскании долгов по потребительским кредитам говорят давно. Но сегодня в Челябинске главная угроза, пожалуй, исходит не от коллекторов, а от приставов. Складывается ощущение, что судебные исполнители заинтересованы в том, чтобы долги на гражданах «висели» как можно дольше. Даже если есть все правовые основания для их отмены.
Обозреватель «ФедералПресс» лично столкнулся с двумя с такими случаями. В обоих – спорная задолженность по кредитам.
Первый случай
В первой ситуации коллекторское агентство по решению мирового судьи пыталось взыскать заем 2018 года. Суд сначала наложил ограничения на счета и карты якобы должника, но снял их после подачи ходатайства об отмене судебного решения. Вроде бы «ура», но не тут-то было. Через полгода вмешались судебные приставы Тракторозаводского РОСП Челябинска, и снова все карты «должника» оказались заблокированными. Мало того, наложили взыскание. Вполне может быть, что приставы не удосужились проверить данные об отмене решения суда. Главное – наложить арест, а потом пусть заемщик «разруливает» сам свои проблемы. Но здесь как раз и возникает вопрос о бюрократизации судебной системы.
После этого заемщику снова пришлось обращаться в суд за определением об отмене приказа, потом лично доставлять его в Тракторозаводское РОСП. Но ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Только после обращения через «Госуслуги» приставы сняли ограничения, но далеко не все.
Как действовали приставы
После отмены судебного решения приставы прекратили исполнительное производство, но «забыли» уведомить об этом банки, где были арестованы счета заемщика и действовало взыскание. Последние, согласно закону, списали поступившие деньги с банковской карты челябинца. Заемщику пришлось снова обращаться через «Госуслуги» с просьбой вернуть излишне взысканные средства. А федеральный портал отвечает, что ФССП может рассматривать обращение в течение 17 рабочих дней.
Деньги через недели две вернули, но взыскание с карты другого банка не сняли. В итоге «должнику» пришлось еще не один раз бегать к приставам Тракторозаводского РОСП, а потом с полученными документами доказывать банкам, что ты не жираф.
Второй случай
Вторая ситуация схожа с первой, но здесь интересна реакция судебных приставов.
Тот же спорный долг по кредиту, то же решение мирового судьи об отмене взыскания (аж от 31 июля 2023 года, банки ограничения по счетам давно сняли). Однако проходит полгода, и Тракторозаводское РОСП возбуждает исполнительное производство по этому делу. Срок добровольного погашения задолженности истекает 17 января наступившего года, потом начинают действовать соответствующие санкции. Когда обращение через «Госуслуги» от 9 января (с копией определения мирового судьи об отмене приказа) не возымело должного эффекта, «должник» решил лично обратиться к районным приставам со всеми необходимыми документами. Приводим их реакцию.
«Вы боитесь, что пройдет срок добровольного погашения долга? Даже если мы не успеем прекратить исполнительное производство до окончательного срока добровольного погашения долга, теперь взыскивать ничего не будем, только арестуем счета. Когда отменим ИП, арест будет снят», – «успокоили» в Тракторозаводском РОСП Челябинска.
Еще раз напомним, что в первом случае ИП было прекращено, но, как оказалось, подразумевающиеся после этого отмена ареста и блокировка счетов – совсем другая история.
Выводы
С одной стороны, нагрузка на судебных приставов и в самом деле тяжелая. Но почему в таком случае не наладить взаимодействие с судами, на основе решения которых возбуждаются исполнительные производства? То есть суды отменяют свои решения и оперативно уведомляют об этом приставов. Или такой бардак только в Челябинске? Или челябинские сотрудники ФССП намеренно затягивают отмену постановления о прекращении ИП, чтобы взыскать с предполагаемого должника исполнительский сбор и тем самым отчитаться перед государством? Но если производство закрыто, можно ли взыскать сбор? С юридически неграмотных людей – да. В общем, пока больше вопросов, чем ответов.
Кстати, когда обозреватель «ФедералПресс» лично пришел в Тракторозаводское РОСП, один из стоявших в очереди заемщиков Евгений отметил, что приставы очень оперативно накладывают аресты и взыскания на банковские счета, в то время как обратный процесс в случае правоты должника сильно пробуксовывает. И закон в таких случаях на стороне приставов.
Мнение юристов
Руководитель консалтинговой компании «Лигал Эксперт» в Челябинске Ольга Попова обращает внимание, что приставы не должны узнавать, отменил ли суд свое решение. Это главная обязанность должника. Заемщик сам должен «прибежать» к приставам и проконтролировать, чтобы исполнительное производство было прекращено. Но в данной ситуации исполнители также виноваты.
«Если мы смотрим закон об исполнительном производстве, то приставы должны вынести постановление об отмене ИП в течение трех рабочих дней при наличии определения об отмене решения суда о прекращении ИП», – комментирует «ФедералПресс» Ольга Попова.
По ее словам, приставы могли ввести повторные ограничения только в случае подачи иска со стороны взыскателя. Но в ситуации нужно разбираться. Вопрос об окончании исполнительного производства очень болезненный для должников с точки зрения восстановления их прав. Например, приставы не всегда уведомляют банки о прекращении исполнительного производства.
«Поэтому с точки зрения восстановления прав должников у нас не все здорово. Действительно, приходится бегать к приставам и добиваться того, чтобы они все подчистили. Срок исполнения может достигать двух месяцев даже в случае добровольного погашения долга», – отмечает Ольга Попова.
А пока должники сами вынуждены решать свои проблемы, заключила она.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Эксклюзивы «ФедералПресс»