Президент Владимир Путин дал поручение кабмину подготовить предложения по социальной, культурной и языковой адаптации детей мигрантов для обучения в образовательных организациях. Экспертное сообщество неоднократно отмечало проблему дезадаптации детей трудовых мигрантов в российских школах. Какие меры предпримет правительство и что грозит иностранцам, которые не захотят учить русский язык, – в материале «ФедералПресс».
Что случилось
Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать комплекс мер для языковой, социальной и культурной адаптации детей мигрантов. Соответствующий перечень поручений появился на сайте Кремля.
«Правительству Российской Федерации подготовить <…> и представить предложения по социальной, культурной и языковой адаптации детей мигрантов для обучения в образовательных организациях», – говорится в документе.
Подготовку предложений глава государства поручил премьер-министру Михаилу Мишустину, руководителю администрации президента Антону Вайно, уполномоченному по правам ребенка Марии Львовой-Беловой и главе Совета по правам человека Валерию Фадееву.
Где будут учить детей мигрантов
Зачастую трудовые мигранты приезжают в Россию с семьями. Экспертное сообщество неоднократно отмечало плохую адаптацию ребят к российским социальным, культурным и языковым условиям. Эта проблема неоднократно поднималась на самом высоком уровне.
Заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев отмечал, что большинство детей, которые приезжают в страну, фактически не знают русский язык.
«Выборочная диагностика показала, что больше трех четвертей несовершеннолетних мигрантов русский язык знают плохо», – заявил Медведев на заседании Межведомственной комиссии Совбеза РФ по вопросам совершенствования государственной миграционной политики.
В Совете по правам человека предложили создать центры для обучения несовершеннолетних мигрантов.
«Наше предложение – создавать центры в Москве, в Подмосковье, в крупных городах, где много мигрантов и много таких детей. Тем самым мы дадим им шанс нормально учиться в русской школе», – заявил глава СПЧ Валерий Фадеев.
Мнения экспертов
Член Общественной палаты РФ, президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге убеждена, что главная проблема в интеграции детей мигрантов в образовательную среду – это незнание ими русского языка. Решать эту проблему можно, в том числе с помощью создания особых классов.
«Мы должны четко разделять мигрантов, которые приехали к нам и собираются оставаться, и «челночных» мигрантов. Для детей первых мы должны тратить средства, выстраивать систему образования, создавать учебники и прочее. Но когда родители привозят на 2–3 месяца сюда ребенка, а потом отправляют его обратно – это не образование. Это вредит и детям, и самому образовательному процессу. Здесь нужно подходить жестко. «Залетных» на пару месяцев быть не должно», – подчеркивает Лянге.
В этом вопросе необходимо четко расставить приоритеты и не тратить деньги впустую, добавила общественница.
Правозащитник, член СПЧ Александр Брод полагает, что учить русскому языку детей мигрантов необходимо на родине. Для этого нужно выстраивать работу на уровне российских посольств и культурных центров.
«Я сторонник того, чтобы выстраивать систему подготовки мигрантов к работе в РФ на базе российских посольств и культурных центров тех стран, откуда мигранты приезжают. Мигрант должен приезжать в Россию уже подготовленным: знать основы законодательства, пройти языковые курсы», – сказал Брод.
Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, председатель комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции Владимир Зорин в свою очередь отмечает, что адаптация мигрантов – это ознакомление с условиями и приспособление к жизни в новых условиях, но без конечной цели получения российского гражданства.
«Нужно, чтобы мигранты как можно быстрее узнали условия жизни в нашей стране, правила и традиции, владели в необходимом минимуме русским языком. Это безусловное требование», – подчеркивает Зорин.
Эта задача стоит как перед РФ, так и перед страной исхода. Однако внедрение механизма подготовки мигрантов дома сталкивается с определенными трудностями. Также общественник указал на необходимость повышать уровень ответственности работодателей, прибегающих к труду иностранных специалистов.
Дети мигрантов в ходе обучения и пребывания в РФ должны получить положительные впечатления о нашей стране.
«От того, какие впечатления будут у ребенка, да и вообще у любого мигранта, от пребывания в нашей стране, во многом будет зависеть и отношение к нам. Важно, чтобы люди уезжали от нас нашими союзниками и друзьями», – заметил Зорин.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский, Елена Сычева