Днем рождения самодвижущегося экипажа на бензиновом двигателе считается 18 января 1886 года. В этот день немецкий изобретатель Карл Бенц сконструировал свою трехколесную машину, получившую имя «Benz Patent-Motorwagen». Об истории изобретения и о том, как общество XIX века приняло новый транспорт – в материале «ФедералПресс».
Кто был конструктором первой машины
После того, как Николас Отто в 1876 году получил патент на двигатель внутреннего сгорания, многие изобретатели начали работать над его усовершенствованием.
Одним из этих ученых был Карл Фридрих Бенц – молодой механик родом из немецкого города Мюльбурга. В 19 лет он окончил факультет технической механики в университете Карлсруэ, затем работал на различных предприятиях Германии. В 1871 году он совместно с Августом Риттером основал механическую мастерскую в Мангейме.
Вскоре Бенц выкупил долю своего партнера и стал единственным владельцем предприятия. Там инженер начал разрабатывать собственный двигатель внутреннего сгорания.
Создание прототипа
31 декабря 1878 года Карл Бенц получил патент на первый в мире двухтактный бензиновый двигатель. Изобретатель принял решение использовать в качестве топлива именно бензин, а не дорогостоящий спирт, как другие расработчики. Горючая смесь воспламенялась при помощи искры.
Позднее Бенц также запатентовал акселератор, систему зажигания, работающую от батареи, свечи зажигания, карбюратор, сцепление, коробку передач и водяной радиатор охлаждения.
В итоге в 1885 году Бенц сконструировал первый легковой автомобиль – трехколесный двухместный экипаж весом 250 кг, имевший высокие колеса со спицами. На эту машину он установил разработанный четырехтактный бензиновый двигатель с водяным охлаждением мощностью 0,9 лошадиных сил. Цилиндр располагался горизонтально над осью задних колес и приводил их в движение с помощью одной ременной и двух цепных передач.
Скорость самоходного экипажа была очень маленькой по современным меркам – всего лишь 16 км/ч. Однако в XIX веке это стало прорывом. Автомобиль получил название «Motorwagen».
Реакция общественности
Бенц впервые публично представил свое изобретение на Рингштрассе в Мангейме в 1885 году. Трехколесная самоходная колесница впечатлила немецких бюргеров – она проехала по улицам города, смущая пешеходов. За рулем был сам инженер, а его сын Ойген бежал рядом с автомобилем с бутылкой бензина для дозаправки.
Сначала изобретение не встретило понимания общества, и вместо славы и богатства принесло создателю только проблемы. В частности, шум мотора напугал лошадь мясника, она убежала и рассыпала свой груз по дороге. Чтобы предотвратить скандал, Карл купил испорченный товар, поставил автомобиль под навес и начал его совершенствовать.
29 января 1886 года, после многочисленных проверок и ряда улучшений, Motorwagen получил Германский Императорский патент № 37 435. В 1887 году первый в мире автомобиль дебютировал на выставке в Париже.
Считается, что было создано всего три таких автомобиля. Два из них якобы не сохранились, а третий по сей день выставляется в Германском музее в Мюнхене.
Модификации механизма
В 1887 году инженер внес значительные технические улучшения в автомобиль и представил модель №2, официальные продажи которой стартовали в 1888 году.
В 1889 году появилась модель №3, которая была представлена на всемирной выставке в Париже. Экипаж вызвал интерес среди автолюбителей, и постепенно начал набирать популярность.
Изначально «Benz Patent-Motorwagen» лучше всего продавался во Франции – эта страна была лидером автомобильной индустрии в Европе в 1890-х годах.
Жена изобретателя Берта Бенц в 1888 году в Германии совершила первую поездку на автомобиле своего мужа из Мангейма в Пфорцхайм, став первым водителем в истории, совершившим длительное путешествие на машине.
В 1893 году Карл Бенц представил новую версию своего автомобиля, уже с четырьмя колесами, и назвал его «Benz Victoria». Всего с 1886 по 1893 год было произведено 25 машин «Benz Patent-Motorwagen».
Где сейчас хранится первый «Motorwagen»
В 1906 году в честь 20-летия своего изобретения Карл Бенц передал «Benz Patent-Motorwagen» в мюнхенский музей. Сейчас легендарный автомобиль выставляется в стеклянной витрине транспортного центра.
Эксперты отмечают хорошее состояние экспоната. Технически механизм полностью исправен – на нем можно ездить даже сейчас.
Стоимость первого прототипа автомобиля в мире в 1886 году оценивали в 600 золотых немецких марок, сообщает «Los Angeles Times».
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» об истории создания легендарного «Запорожца».
Изображения сгенерированы нейросетью Kandinsky 3.0, фото: РИА Новости / Диана Гибадулина