На протяжении всей блокады в Ленинграде работала радиотрансляционная сеть. Она предупреждала жителей о бомбежках, информировала о положении дел на фронте, передавала песни и симфонические концерты для поднятия духа горожан. При этом ленинградское радио сыграло роль еще и как дипломатический мост, который позволил укрепить отношения с союзниками. О том, как голоса и сводки из радиоточек помогли Ленинграду выстоять, – в материале «ФедералПресс».
Начало ленинградского радио
Проводное радиовещание в Ленинграде начиналось в 1925 году – вместе с первыми опытами по его запуску. В то время на зданиях Гостиного двора, на Невском пр., 42 и ул. Герцена, 37 установили рупорные громкоговорители, которые три часа в день передавали передачи. В это время у громкоговорителей собирались толпы горожан.
Впервые радиоточки «Росстройрадио» появились в квартирах ленинградцев в 1927 году. Через год в городе их было 2,1 тыс. штук. В 1928 радиоточки начинают массово появляться в домах горожан – их число достигает 51 тыс. Тогда же в Ленинграде был создан широковещательный радиоузел с:
- эфирной и трансляционной станциями;
- студией;
- редакцией;
- штатом корреспондентов и дикторов.
В том же году в Ленинграде начинается массовое радиовещание. И к началу Великой Отечественной войны практически все дома в городе были радиофицированы. Система оповещения города через громкоговорители, подключенные к системе радио, испробовали в действии еще во времена Зимней войны с Финляндией. На главных магистралях города их было 1172, на фабриках и заводах – 400 штук. Сеть из 33 опорно-усилительных станций к 1941 году обслуживало 1140 человек.
Как в начале блокады обустраивали радио в Ленинграде
«Мало какие службы в Ленинграде были готовы к блокаде. Потому что никто не ожидал, что город Ленина, город трех революций ждет такая страшная судьба. Поэтому городская инфраструктура поддерживалась и местами даже создавалась в экстремальных условиях», – рассказывает «ФедералПресс» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Борис Ковалев.
Когда нацисты блокировали Ленинград, большая часть линий связи и антенного хозяйства в городе и рядом с ним была разрушена. Поэтому радиосистема осажденной Северной столицы стала автономной. Связь с Москвой, другими частями страны и союзными государствами могла осуществляться только по эфиру.
Руководителями Ленинградской городской радиотрансляционной сети (ЛГРС) были начальник Н. И. Тарасов и главный инженер Н. Н. Павлов. В первый месяц блокады по их решению было построено 10 км высоковольтных фидеров – что позволило создать широкие возможности для маневра в работе радиоточек и громкоговорителей.
«Бумажную газету было и напечатать тяжело, и распространить. Радио же было общедоступно и оперативно. Особенно ценной для жителей была информация о победах, репортажи о ситуациях на фронте. Музыка очень поддерживала Ленинград, а голосом блокадного города была Ольга Берггольц», – подчеркивает Ковалев.
Роль радиоточки и уличных громкоговорителей в жизни горожан в блокадном городе была чересчур велика. Ведь своевременное оповещение спасало от бомбежек многих ленинградцев. Во время обстрелов сигнальная система прерывала вещание программы по радио, далее включался электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги. Тысяча громкоговорителей и 400 тыс. радиоточек разносили по городу сирены и речевой сигнал об опасности. После грамзаписи начинал звучать метроном с учащенным темпом 160–180 ударов в минуту. Когда бомбардировка прекращалась, то электропроигрыватели звучали вновь с сигналом об окончании тревоги и фанфарами. Темп метронома после этого замедлялся до 50–55 ударов в минуту. Радиосеть работала круглосуточно на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Правительство приняло решение, что на время войны население было обязано сдавать радиоприемники на хранение государству. Как говорит Борис Ковалев, это было сделано с целью не допустить распространения немецкой пропаганды через эфир.
«На жителей действовало несколько вражеских голосов, каждый из которых пытался найти свою аудиторию. Была даже такая радиостанция «Старая гвардия Ленина» – ее сотрудники уверяли, что они – оппозиционеры-коммунисты и антисталинисты. Слышались и националистические призывы. Поэтому радиоприемники изымались. Но в реалиях блокадного Ленинграда они не вернулись хозяевам, поскольку их использовали на запчасти для радиостанций. Их, в свою очередь, выдавали партизанам и советским агентам для похода в тыл врага», – рассказывает Борис Ковалев.
Передовые репортажи на блокадном радио Ленинграда
Именно по радио жителям осажденного Ленинграда впервые сообщили, что в ночи 18 января 1943 года была прорвана блокада. 27 января 1944 года через радиоточку пришло известие о полном снятии окружения и новость – в эту ночь по городу можно ходить до 01:00. В эфире же до самого утра звучала музыка.
По статистике Ленрадиокомитета, за 1418 дней войны им было подготовлено и передано в систему ЛГРС:
- более 4 тыс. литературно-музыкальных программ и репортажей радиожурналистов с фронта;
- тысячи писем с фронта на фронт;
- каждый день в эфир выходили программы Всесоюзного радиокомитета и Совинформбюро.
За время блокады в Ленинграде было подано 649 сигналов воздушной тревоги и 3091 сигнал о начале артобстрелов.
По радиосети блокадного Ленинграда передавали аудиорепортажи с передовой линии фронта – из окопов, с палуб крейсеров, самолетов, с мест артиллерийских дуэлей, подводных лодок, зенитных батарей и других мест, где советские граждане совершали боевой подвиг – часто, увы, ценой собственных жизней. Авторами сюжетов прямиком «с полей» были военные репортеры Лазарь Маграчев, Моисей Блюмберг, Матвей Фролов.
На ленинградском радио во время осады впервые в СССР использовали репортажный автобус с аппаратурой. Он позволял записывать звук на пленку. И хотя техника была громоздкой, этот факт не мешал оперативности журналистов. В ходу, однако, были и более старые способы записи – например, на восковые пластинки.
Как блокадное радио слушали в Великобритании и США
На ленинградском радио передавали информацию не только о происходящем в городе. Сообщалось о движении фронтов по всему Советскому Союзу, говорит «ФедералПресс» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Дмитрий Асташкин.
«Да, в соответствии с пропагандистскими задачами что-то скрывали – например, город оставляли, но об этом говорили только спустя несколько дней, чтобы не будить панику. Передавали и международные новости – это видно, к примеру, по блокадным дневникам. Люди пристально следили за тем, как повлияет вступление США в войну, когда ждать открытия второго фронта», – рассказывает Асташкин.
Радио Ленинграда транслировали в Великобритании, а оттуда его слушали в США и Австралии.
По легенде радиоприемник в кабинете Уинстона Черчилля был настроен на ленинградское блокадное радио.
«Там якобы он постоянно слушал звуки метронома. Согласно мифу, кто-то из гостей спросил политика: зачем он это делает? На что Черчилль ответил, что для него это важный символ сопротивления. Значит, город стоит и живет, а СССР держится. За этой легендой есть реальный факт – между ленинградским радио и лондонским радио шел активным обмен информацией», – отмечает историк.
8 сентября 1941 года BBC обратилось с приветствием к жителям Ленинграда, а 11 сентября блокадное радио уже ретранслировало в Лондон фронтовой репортаж о рабочих ополченцах. А 16 сентября Ленинград выступил со своим приветствием Великобритании. Лондон ответил сразу же. Обращение к британцам записал и советский профессор Огородников, который на английском рассказывал, как он будет сражаться за свой город. В октябре из Ленинграда для Англии ретранслировался концерт с пятой симфонией Чайковского, записанный под обстрелами.
«Все это имело цель переломить настороженное отношение союзников к СССР. Ведь в начале Второй мировой у Советского Союза был образ агрессивного чужака, которого выгнали из Лиги Наций. Восприятие надо было сменить с минуса на плюс», – говорит Асташкин.
Американский комик Ред Скелтон после беседы с президентом Рузвельтом купил боевой самолет для ленинградского фронта и передал его советской армии. Его дали лучшему летчику ВВС Краснознаменного Балтийского флота Петру Стрелецкому. После успешных боев на новом самолете он по ленинградскому радио обратился к Реду Скелтону с благодарностью – в декабре 1943 года, незадолго до снятия блокады Северной столицы.
Как радио блокадного Ленинграда помогало выживать горожанам
К концу войны число радиоточек в Ленинграде уменьшилось на 176 тыс. штук – из-за разрушения домов и выключения в квартирах погибших или эвакуированных.
«Радио – единственная постоянная связь города-героя на Неве со всей остальной огромной страной, напрягшей все силы в схватке с хищным, коварным и злобным врагом», – писал ленинградский историк Владимир Мавродин.
По его словам, радио протянуло «незримую нить жизни в окопы на передовую, которой стали улицы, окраины города, промерзшие темные квартиры, в госпитали, на заводы, к станкам, озаряемым разрывами вражеских снарядов».
«Радио в блокадном Ленинграде – это живой голос в иногда уже мертвой квартире», – резюмирует историк Борис Ковалев.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева
Иллюстрации: ФедералПресс / Светлана Возмилова
Эксклюзивы «ФедералПресс»