Пиратство в интернете, то есть нелегальное распространение контента, такого как видеоигры, фильмы, музыка и другие развлекательные материалы, – серьезная угроза для компаний, которые трудятся над созданием этих продуктов и их продажей. Однако доходы российских интернет-пиратов падают уже пятый год подряд. Почему рынок пиратства в России идет на убыль, «ФедералПресс» объяснил юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР, эксперт образовательной платформы Moscow Digital School (входит в Ultimate Education) Игорь Чувствинов:
«Сегодня основными бенефициарами интернет-пиратства в области видеоконтента являются операторы онлайн-казино и букмекерских контор. Они часто становятся заказчиками дорогостоящей рекламы, размещаемой на сайтах с пиратским контентом, а также в аудиовизуальных материалах, где присутствуют рекламные вставки. Выигрывают от этого, например, студии, которые занимаются озвучиванием фильмов и сериалов и получают доход от нелегального размещения материалов со своей озвучкой на пиратских сайтах.
Чем раньше на сайт попадет озвученный пиратский фильм, тем больше на него придет нового трафика от посетителей. Чем больше посетителей, тем больше вероятность, что кто-нибудь из них решит обратить внимание на рекламу на сайте. А дальше пользователи переходят по рекламным объявлениям и оставляют свои деньги уже не у официального дистрибьютора фильма или сериала и не у официального аудиовизуального сервиса, а у онлайн-казино или букмекера.
Сегодня в России наблюдается падение рынка пиратского аудиовизуального контента. У этого процесса есть множество причин, одна из которых – эффективная работа блокировок сомнительных сайтов. Мы видим, что государственные органы через Роскомнадзор активно блокируют пиратские страницы, нелегальные букмекерские сайты и онлайн-казино, а Центробанк, в свою очередь, успешно проводит блокировки подозрительных транзакций, связанных с азартными играми в Сети.
Борьба с пиратскими сайтами поддерживается не только государственными органами, но и участниками «Антипиратского меморандума». В рамках меморандума правообладатели оригинальных кинофильмов и сериалов, крупные медиахолдинги (такие как «Газпром-медиа», «Национальная медиагруппа», «СТС Медиа», ВГТРК, «Первый канал»), профессиональные ассоциации продюсеров кино и телевидения и интернет-видео (включая IVI, Okko, Megogo, Rutube), а также ИТ-компании (VK, «Яндекс», «Рамблер интернет холдинг» и другие), ответственные за поиск аудиовизуального контента или сайтов, согласились на совместную борьбу с пиратством. Благодаря этому, к примеру, поисковые системы перестали индексировать сайты с пиратским контентом.
Очевидно, пользователю хочется тратить как можно меньше времени на поиск ресурса, на котором можно посмотреть желанный фильм или сериал. Отыскать пиратский сайт при этом быстро не получится. Из-за блокировок таким ресурсам приходится постоянно менять доменное имя и «переезжать» на другой адрес, что позволяет поисковикам очень хорошо их ранжировать.
Названные причины сами по себе являются значительным препятствием к развитию теневого рынка пиратского контента. Дополнительно к этому противостоять распространению пиратских фильмов и сериалов помогает повышение доступности отечественных аудиовизуальных сервисов, таких как IVI или Okko. Все вкупе, безусловно, бьет по рынку пиратского аудиовизуального контента и создает ситуацию, при которой доходы его участников падают».
Фото: hippopx.com