Вице-премьер Марат Хуснуллин активно занимается восстановлением новых регионов. В правительство Михаила Мишустина он пришел с поста заместителя мэра по вопросам градостроительной политики. В Кремле довольны работой Хуснуллина, но сохранит ли он свой пост в новом кабинете министров? «ФедералПресс» рассказывает о том, как развивалась карьера 57-летнего политика
Из Казани в Москву
Марат Хуснуллин родился в 1966 году. В 90-е он занимался бизнесом, а чиновником стал в начале 2000-х годов. С мая 2001 года он возглавлял министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. Именно тогда Хуснуллин познакомился с президентом Владимиром Путиным, который часто ездил в Казань. Город готовился к проведению Универсиады, а Хуснуллин показывал Путину строительные объекты.
В ходе работы на своем посту Хуснуллин взаимодействовал с Михаилом Мишустиным – в 2008 году он был руководителем программы особых экономических зон. Как вспомнил Хуснуллин в интервью, благодаря совместной работе с ним на территории Алабуги была построена промышленная зона с 57 заводами.
За почти 10 лет работы министром строительства Татарстана Казань активно преображалась. Так, к тысячелетию города открылся первый в России с момента распада СССР метрополитен, появился мост Миллениум через реку Казанка, а также мечеть Кул-Шариф.
Успехи Хуснуллина в строительстве привлекли внимание нового мэра Москвы Сергея Собянина, и в 2010 году он позвал его в столицу на должность своего заместителя по вопросам строительства и градостроительной политики.
В команде Собянина
Одними из задач Хуснуллина на новом посту стали строительство московского метро и реконструкция транспортной инфраструктуры города.
При Юрии Лужкове, который был мэром с 1992 по 2010 годы, метро возводили мало – всего построили 34 станции. А с 2012 по 2019 год, когда работы курировал Хуснуллин, появились 47 новых станций и новая ветка – Некрасовская. Сроки строительства были сокращены вдвое, стоимость возведения станций на 25–30 % ниже в сравнении с периодом Лужкова. Связано это было с тем, что столичные власти стали делать станции мелкого заложения вместо глубокого заложения, которые были дороже.
Как утверждал РБК, подряды под строительство получали компании, близкие к вице-мэру.
«В списке подрядчиков корреспонденты РБК обнаружили строительные компании, связанные с людьми из команды Хуснуллина. В 2000-х годах глава московского стройкомплекса работал заместителем гендиректора «Татэнерго» Ильшата Фардиева – он упоминается на сайте группы татарских компаний «Инвэнт» в качестве человека, «вовлекшего» ГК в формирование энергетического кластера Татарстана. В 2014–2015 годах компании группы «Инвэнт» получили подряды свыше 3,1 млрд рублей на перекладку коммуникаций в московском метро», – писали журналисты РБК.
Сам политик опровергал связь с «Инвеэнтом».
При Собянине и Хуснуллине в Москве появилась градостроительная земельная комиссия. Ее деятельность вызывала недовольство у общественников. Дело в том, что протоколы комиссии не были публичными, на заседаниях принимались решения о сносе исторических зданий. Сам Хуснуллин в одном из интервью заметил, что вспышки градостроительных конфликтов напрямую зависят от электорального цикла, а решение по сносу зданий принимала не его вотчина, а департамент культурного наследия.
Кроме строительства московского метро масштабными проектами Хуснуллина стала реновация – снос нескольких тысяч старых домов и переселение жителей в новенькие многоэтажки, реконструкция стадиона «Лужники» и парк «Зарядье».
В правительстве Мишустина
В 2020 году Хуснуллин стал вице-премьером правительства. Сам он называл это назначение неожиданным и признался, что думал над предложением Мишустина лишь 5 минут.
Бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев связывал карьерный рост Хуснуллина с масштабными преобразованиями в Москве.
«И то, что новый премьер-министр РФ положил глаз на него и пригласил заместителем к себе – это удача», – говорил Шаймиев ТАСС в январе 2020 года.
Хуснуллин своей работой в Татарстане и Москве показал, что способен на большее, заметил политолог Марат Баширов. По его словам, все, что сейчас строится – от дорог до жилья на новых территориях – в том числе результат новых подходов Хуснуллина и его команды. Кроме того, играют роль личные качества вице-премьера.
«Когда человек готов решать задачи, он имеет собственное мнение. Этот человек не сидит и не почивает на лаврах, он реально работает, он пашет», – заметил Баширов.
После начала СВО Хуснуллин стал активно заниматься восстановлением новых регионов. Несмотря на серьезные разрушения, он смотрит на возвращение этих регионов к мирной жизни оптимистично. «Команда сформирована, и я думаю, что в ближайшие два-три года мы восстановим эти регионы», – сказал он в ноябре.
Кандидат экономических наук Никита Масленников отмечает, что работа Хуснуллина по этому направлению власть устраивает и могут быть только какие-то перераспределения для него по обязанностям.
«В новых регионах предстоит огромная работа, и ему много чем есть заниматься профессионально. Он начал очень ответственное дело, и надо продолжать», – полагает Масленников.
Политолог Александр Шпунт не видит необходимости в серьезных кадровых перестановках в правительстве и также не считает, что вице-премьер потеряет свою должность.
«Обратите внимание, очень хороший показатель: оппозиция очень агрессивно критикует президента. Очень агрессивно. По всем направлениям и фронтам. Но вы в последнее время слышали критику со стороны оппозиции в отношении правительства? Потому что придраться не к чему», – пояснил он.
Спустя несколько лет после того, как Хуснуллин стал вице-мэром Москвы, журналисты спросили у него, в чем секрет его головокружительной карьеры. Чиновник ответил так: «Вы знаете, я родился в год Лошади, наверное, поэтому я и работаю как лошадь. Бывает время, когда устаю, но ничего, это нормально».
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, что сказал Марат Хуснуллин о ремонте дорог в новых регионах.
Фото: РИА Новости / Максим Блинов, РИА Новости / Денис Гришкин, РИА Новости / РИА Новости
Эксклюзивы «ФедералПресс»