В Новгородской области после развала СССР сформировалась политическая традиция – каждый губернатор обещает возродить местный гражданский аэропорт. Прежний располагался рядом с Великим Новгородом, начал умирать в 1990-е и закончил свой путь в «нулевые». Хотя в советское время оттуда можно было улететь в города Северо-Запада, Юга, на Украину и в Прибалтику, не говоря уже про Ленинград и Москву. Пользовались спросом и рейсы внутри региона. Крах Союза заставил аэропорт выживать – и отправлять самолеты в Африку, где их сбивали повстанцы. Подробно о судьбе новгородской воздушной гавани – в материале «ФедералПресс».
Как у Новгорода появился аэропорт
Новгородская гражданская авиация родилась 4 октября 1944 года. Именно в этот день на южной окраине города рядом с Юрьевским монастырем приземлилось звено из трех самолетов По-2. Позже на этом месте обустроили посадочную площадку, а затем построили аэропорт.
Во время восстановления Новгородской области после Великой Отечественной войны крайне активно использовали гражданскую авиацию, так как соединяющие районы дороги были разрушены. Авиаторы ежедневно:
- выполняли связные и санитарные полеты;
- доставляли почту;
- возили солдат на разминирование, а врачей – на оказание медицинской помощи.
Для этого в каждом районе построили посадочную площадку. В 1952 году звено самолетов По-2 получило название Новгородская авиаэскадрилья, которая стала частью Ленинградского авиаотряда с базой в аэропорту Смольное под Ленинградом. К ней также присоединили два авиазвена из Великих Лук и Пскова. Итого в 1959 году над Новгородчиной летали шесть самолетов Ан-2 и один Як-12. Это позволило расширить географию полетов в регионе. В семи районах к 1960 году были построены аэропорты.
«В середине шестидесятых у новгородских авиаторов была такая опция – полет на зимнюю рыбалку. Билет стоил два рубля. Ранним утром, по мере накопления желающих, стартовал Ан-2, который на лыжах садился прямо на лед Ильменя. А к концу дня забирал рыбаков. Количество рейсов соответствовало количеству желающих. Меня отец один раз взял с собой на это мероприятие – масса впечатлений для подростка! Но однажды он улетел на рыбалку, а вернулся домой только утром на следующий день. К концу дня случился сильный снегопад. Самолеты не смогли вылететь за рыбаками. Им пришлось добираться пешком до ближайшей деревни, а уже утром выехали в город на рейсовом автобусе», – вспоминает новгородец Андрей Чернецкий.
Как развивали новгородский аэропорт при Брежневе
«Между районами летать было довольно тяжело для вестибулярного аппарата. Помню, ребенком мы с родителями на самолете добирались до Парфина. И я за сутки до ничего не ел, чтобы не так сильно укачивало. А ведь трясло в этих кукурузниках страшно», – вспоминает в разговоре с «ФедералПресс» новгородец Олег.
Новгородский авиационный получил серьезный импульс развития в начале 70-х годов, когда командиром объединенного авиаотряда стал выпускник Академии гражданской авиации Валентин Усиков. Благодаря нему аэропорт получил семь самолетов Як-40. Именно с этих пор из Новгорода начались серьезные межрегиональные полеты. Самолеты совершали рейсы в 18 городов СССР. Среди них Архангельск, Петрозаводск, Мурманск, Ивано-Франковск, Львов, Симферополь, Киев, Минск, Одесса, Краснодар, Харьков, Тула и Пермь. Полет до Ленинграда длился всего 25 минут. В столицу самолеты летали по три раза в день, билет пассажиру обходился в 16 рублей – что было в два раза дороже, чем купе поезда.
Новгородский аэропорт в 1970-е имел статус четвертого класса. Он работал круглосуточно. В те годы областной исполком выделил на развитие предприятия 50 тыс. рублей. На эти средства построили корпус вокзала с просторным залом ожидания, кассами и столовой.
«Летать было довольно удобно. Цены были весьма демократичными – за счет субсидирования перелетов из госбюджета. Даже на приличные расстояния можно было слетать за относительно небольшие деньги при среднем доходе», – рассказывает бывший главный редактор «Новой Новгородской газеты» Сергей Брутман.
В 1985 году летный отряд начал осваивать вертолеты Ми-2, при помощи которых выполняли санитарные задания и патрулировали ветки нефтепровода Сургут – Кириши.
Также в начале 80-х в Новгород из Раменского по просьбе руководства региона перегнали самолет межконтинентального класса Ту-114 – на таком же Никита Хрущев летал в США. Его хотели использовать для обучения воспитанников «Клуба юных авиаторов». Для этого на борту судна оборудовали:
- лекционную;
- кинозал;
- музей трудовой славы аэропорта.
Однако новгородский Ту-114 ждала незавидная судьба – весной 1990 года его сожгли подростки. Из-за пожара фюзеляж судна был уничтожен, поэтому его утилизировали на лом.
«Летный отряд предприятия – это была «кузница» летных кадров для ленинградских авиационных предприятий. Во-первых, академия рядом. Во-вторых, у авиаторов есть традиция продолжать свою профессиональную династию. Сыновья наших больших петербургских руководителей направлялись на два-три года к нам на работу после окончания летных учебных заведений. Здесь немного «оперятся», получат хорошую практику, а затем переучиваются на более тяжелую технику с переводом в другие предприятия гражданской авиации. Поэтому, вроде и текучка кадров была, но в то же время мы гордились тем, что давали путевку в жизнь авиационной молодежи», – вспоминал последний руководитель новгородского аэропорта Владимир Земсков.
По его словам, «за все время существования предприятия не было ни одного происшествия, связанного с подготовкой воздушных судов к полетам». Инженеры и техники вместе с летчиками осваивали новую технику, оборудовали летные ангары, тренажеры для отработки особых случаев в полете.
Крупнейшая авиакатастрофа в Великом Новгороде
Серьезное влияние на судьбу аэропорта оказала авиакатастрофа – крушение в центре города на проспекте Карла Маркса Як-40 Латвийского управления гражданской авиации в 1975 году. Советуем прочитать подробный материал «ФедералПресс» об этой трагедии, которую власти пытались скрыть до последнего. После нее специалистам пришлось переделывать летную документацию для новгородских самолетов и менять схемы маршрутов. Также областные власти решили развивать гражданский сектор на военном аэродроме в Кречевицах, но из-за развала СССР этой инициативе сбыться было не суждено. Максимум – аэродром успел получить статус совместного использования.
5 ноября 1975 года командир новгородского авиаотряда Усиков написал письмо первому секретарю новгородского обкома партии Николаю Антонову. Там он, в связи с аварией, указывал на проблемы аэропорта. Среди них:
- отсутствие прямой связи с московской и ленинградской зонами ПВО;
- отсутствие сообщения между аэродромами в Юрьево и в Кречевицах;
- плохо организованное питание (буфет не мог полностью обеспечить персонал, а пассажиров в некоторые дни и вовсе не обслуживал).
Остро стоял и жилищный вопрос для сотрудников аэропорта. Например, 25 из них жили на съемных квартирах. Была и текучка кадров – за год уволились 10 командиров экипажей. Усиков в 1976 году просил выделить летчикам 25 квартир.
Как умер новгородский аэропорт
После развала Советского Союза новгородский аэропорт остался государственным, но получил статус федерального. Однако государственных субсидий теперь ждать не приходилось. Руководство, где могло, искало частные контракты и источники финансирования.
«Благодаря связям с руководством «Аэрофлота», наше предприятие стало одним из первых в России, которое получило возможность работы за границей. Мы заключили контракты с авиакомпаниями Либерии и Экваториальной Гвинеи, где занимались перевозкой пассажиров по внутренним линиям, выполняли регулярные рейсы в Габон, Камерун, Берег Слоновой Кости. Пилоты выполняли чартеры по всей Африке. Наше авиапредприятие на валютных контрактах могло себя содержать», – вспоминал Земсков.
При этом новгородские самолеты потерпели в Африке две крупные аварии. Два Як-40 в Либерии повстанцы расстреляли из гранатометов во время волнений в стране.
Губернатор Прусак в 1990-е издал постановление, по которому в командировки до столицы новгородские чиновники должны были добираться только на самолете. Так он пытался поддержать аэропорт. Однако, вспоминает Сергей Брутман, многие госслужащие этот указ пытались всячески обходить и передвигаться поездом.
Для приема гостей города и области, для спецрейсов и VIP-полетов аэропорта в Юрьево было вполне достаточно, уверен Земсков. Сюда в разные годы приземлялись самолеты с Горбачевым, Ельциным, Путиным. Но в конце 1990-х и начале 2000-х на аэропорту в Юрьево участились проверки безопасности полетов.
«Бывали случаи, когда не хватало ресурсов для нужд перелетов и самолеты сажали на военном аэродроме в Кречевицах. Один раз я так прилетал из одного из южных городов летом. Из Сочи вроде. Забирали с самолета в автобусе с наглухо зашторенными окнами и запрещали трогать шторы», – говорит основатель благотворительного фонда «Чужих детей не бывает» Виктор Пахомов.
Вопросов к ней у инспекций стало возникать все больше. И в 2005 году комиссия из Москвы приостановила деятельность предприятия. Самолетам и вертолетам запретили взлетать, пошли большие убытки по судебным искам из-за неисполнения контрактов. Так аэропорт стал банкротом и был вынужден продать имущество.
«Так и не стало моим местом работы... после школы поехал учиться в Минское авиационное училище Гражданской авиации. Отучился, вернулся, а аэропорта здесь уже нет», – делится печалью новгородец Денис Дронов.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Виктор Вытольский
Эксклюзивы «ФедералПресс»