На выборах президента России Общественная палата развернет Ситуационный центр по контролю за ходом голосования. Система мониторинга ОП охватит избирательные участки во всех регионах России, включая зону СВО, и возьмет под контроль дистанционное электронное голосование. О работе ситуационного центра в интервью «ФедералПресс» рассказала председатель комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан Алена Булгакова.
Алена, в чем основная задача Ситуационного центра, открывшегося накануне выборов?
— Главная задача Ситуационного центра Общественной палаты РФ – стать площадкой, где эксперты, лидеры общественного мнения и наблюдатели будут представлять объективную и достоверную информацию о ходе голосования на выборах президента России по всей стране. По видеосвязи к Ситцентру подключатся представители региональных общественных штабов, которые в своих субъектах ведут непрерывный мониторинг процесса, держат связь с наблюдателями, проверяя все поступающие сигналы. Также информация от наблюдателей со всей страны будет приходить в Экспертный ситцентр Ассоциации НОМ и Мониторинговой рабочей группы Совета при президенте РФ по правам человека. Здесь волонтеры будут принимать и обрабатывать сообщения, поступающие на Карту НОМ, а специалисты – комментировать проблемные ситуации. Наша общая цель – не оставить без внимания ни один инцидент и транслировать только достоверные оценки процесса.
Могут ли граждане, которые не являются наблюдателями, пожаловаться вам на нарушение избирательного процесса?
— Сообщить о предполагаемом нарушении в ситцентры может любой гражданин, вне зависимости от того, есть ли у него статус наблюдателя на выборах. В Общественной палате РФ в круглосуточном режиме будет работать горячая линия, вместе с тем можно будет направить электронную форму, прописав все детали ситуации. Также для любого гражданина будут доступны цифровые сервисы НОМ – «Карта сообщений» и мобильное приложение.
Как проходит верификация нарушений избирательного процесса, есть ли у вас рабочие группы в регионах?
— Информация, содержащая сведения о предполагаемой проблеме, попадает на наши ресурсы, затем, если данных для верификации недостаточно, специалисты запрашивают комментарий общественного наблюдателя или другого очевидца, а эксперты-правоведы дают свое заключение о том, есть ли нарушение законодательства в данном конкретном случае. На уровне регионов эта работа координируется в общественных штабах, с которыми постоянно взаимодействуем. Также у всех желающих, партий, кандидатов и наблюдателей будет возможность вести видеоконтроль. В Центрах общественного наблюдения (ЦОН), которые откроются во всех регионах России, в режиме реального времени можно будет просматривать видеотрансляцию из помещений участковых комиссий через плазменные панели. Отмечу, что мы ставим перед собой задачу не только своевременно выявлять все возможные проблемы, но и разрешать их, обращать внимание на недочеты, не допуская таким образом нарушения законодательства. Мы закладывали именно такой подход в программу подготовки наблюдателей – этим принципам они будут следовать в дни голосования, находясь на участках по всей стране.
Были ли вами выявлены нарушения в ходе предвыборной кампании, каких аспектов они касались?
— Кампания по выборам президента России проходит в условиях информационного давления на избирателей и попыток внешнего влияния на избирательный процесс – эту заранее спланированную работу мы наблюдаем в том числе и по большому количеству недостоверной информации о выборах и якобы экспертных оценок, не ставящих цель объективно проанализировать тот или иной аспект кампании. При этом мы видим, что весь избирательный процесс, начиная с первых этапов выдвижения и регистрации, находился под общественным контролем, комментировался лидерами мнений, политологами и правоведами на базе общественных штабов, открытых во всех регионах России. ЦИК, в свою очередь, принимал решения открыто, приглашая всех участников процесса к диалогу. Прозрачность при проведении кампании на всех предыдущих этапах была обеспечена, и каких-либо подтвержденных сигналов о существенных проблемах, которые могли бы дальнейшем повлиять на ход голосования, общественным контролем выявлено не было.
Если анализировать выборы 2018 года и сравнивать их с выборами-2024, то в чем их главные различия с точки зрения наблюдения?
— С 2018 года система общественного наблюдения прошла большой путь развития. Те возможности, которые существуют сегодня, позволяют охватить общественным контролем все формы и этапы голосования. К выборам президента для наблюдателей был расширен комплекс методических материалов. В дополнение к «Золотому стандарту» разработан и внедрен стандарт наблюдения в территориальных избирательных комиссиях (ТИК) – это существенное новшество поможет наблюдателям контролировать прием документов в ТИК от нижестоящих комиссий, непосредственную работу ТИК и оснащение самого помещения видеокамерами. Достижением мы считаем и то, что наблюдение вышло на профессиональный уровень – обучающую программу ОП РФ и НОМ прошли более 200 тысяч человек, семинары проводились во всех 89 регионах России. К президентским выборам мы можем говорить об общественном наблюдении как сформировавшемся институте, который, как показывает практика, играет решающую роль в фиксации возможных проблем и их предотвращении.
Будут ли наблюдатели работать в зоне СВО?
— Общественные наблюдатели – люди с активной гражданской позицией, неравнодушные участники процесса. Они не остаются в стороне даже тогда, когда выборы проводятся в сложных условиях. При наличии объективных рисков избирательная система совместно с правоохранительными органами делает все возможное для того, чтобы процесс голосования был безопасным и при этом сопровождался контролем со стороны общества. Наблюдатели выезжали с членами комиссий в ходе досрочного голосования в районах, находящихся вблизи линии боевого соприкосновения, будут следовать своей миссии и в предстоящие дни, настрой у них боевой…
Как вы наблюдаете за ДЭГ? ЦИК накануне выборов заявлял, что наблюдателей недостаточно, сейчас они появились?
— Количество наблюдателей в ДЭГ не имеет такого большого значения, как в классическом голосовании, поскольку IT-наблюдатель смотрит за процессом не глазами, а специальными программами – утилитами. Один наблюдатель может контролировать в системе ДЭГ процесс голосования по целому субъекту РФ. Возможности общественного контроля за федеральной системой ДЭГ сегодня позволяют следить за работой технологии на всех этапах. Участвовать в контроле смогут зарегистрированные кандидаты, партии, их наблюдатели, IT-специалисты, а также все желающие. Площадок для наблюдения будет несколько: ТИК ДЭГ и ОП РФ, где будет организован доступ к Node наблюдения блокчейна, а также портал наблюдения за ДЭГ, доступный для всех желающих. Напомню, что еще к выборам в сентябре на базе ОП РФ был разработан «единый стандарт наблюдения» за ДЭГ – чек-лист, который помогает вести контроль за всеми этапами в том числе и людям без специальных технических знаний. Чек-лист доступен для скачивания на сайте ОП РФ. По данным ТИК ДЭГ, поступило более 490 заявок для регистрации наблюдателей от кандидатов и партий, при этом, повторюсь, их число не является критически важным, так как один наблюдатель может контролировать процесс голосования по целому субъекту, при желании – по всей стране.
Как вы считаете, могут ли выборы в 2030 году пройти полностью на платформе ДЭГ?
— Очевидно, что избирательный процесс идет по пути все большей цифровизации, однако применение дистанционного голосования зависит от ряда факторов: технических возможностей региона, опыта применения технологии на выборах прошлых лет, запроса избирателей на участие в выборах в онлайн-формате. Практика показывает, что ДЭГ – это востребованная и удобная форма голосования, с большей вероятностью в следующие годы технология будет только масштабироваться. При этом я уверена, что у избирателей останется возможность проголосовать в традиционной форме, на избирательном участке – для многих россиян посетить УИК – это традиция, праздник, возможность встретиться со знакомыми и друзьями.
Фото: ФедералПресс / Герман Парло
Ситуационный центр