Новосибирские власти всерьез взялись за реорганизацию сферы общественного транспорта: закупают новые автобусы, обучают водителей, строят метро. Импульс им дало послание президента Владимира Путина Федеральному собранию, где развитию этой сферы уделялось большое внимание. Впрочем, хвастаться успехами пока рано, а проблем в отрасли достаточно. В чем причина сегодняшних бед в столице Сибири и помогут ли поручения главы государства изменить ситуацию – в материале «ФедералПресс».
Новый транспорт в городе
Новосибирск, как и другие города, ждут большие перемены в сфере общественного транспорта. В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин обратил особое внимание на это направление, пообещав направить 150 миллиардов рублей в масштабах всей страны. Одновременно региональные и муниципальные органы власти получили поручение системно работать над модернизацией отраслей и эффективно использовать уже имеющиеся здесь значительные ресурсы.
Как рассказали «ФедералПресс» в мэрии Новосибирска, такая работа здесь уже идет. По городу уже ездят новые автобусы, многие из них – на газомоторном топливе. Правда, в 2024 году такие модели закупать не планируют, зато приобретут 158 новых троллейбусов. Кроме того, в планах модернизация 20 старых вагонов метро, рассказали «ФедералПресс» в мэрии.
Часть частных маршрутов, на которых работают ПАЗы и «Газели» в Новосибирске, будут сохранены. Автобусы большой вместительности появятся не везде – на некоторых улицах просто невозможно организовать их движение.
«Целью и главной задачей муниципалитета, в соответствии с требованиями действующего законодательства, является обеспечение равного доступа к транспортным услугам всех категорий граждан, включая социальные слои населения. Реализуемые мероприятия по оптимизации муниципальной маршрутной сети, предусматривающие замещение маршрутов, работающих по нерегулируемому тарифу (маршрутных такси) маршрутами по регулируемому тарифу, обеспечивающих льготный проезд отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством, полностью им соответствуют», – ответили в мэрии на вопрос «ФедералПресс» о реализации идей, озвученных в послании президента Федеральному собранию 29 февраля.
Также в Новосибирске планируют построить новую станцию метро «Заводская», которая будет находиться на левобережье. Однако разработку проектной документации еще не начинали.
«Строительство станции метрополитена «Заводская» в составе перспективного левобережного участка Дзержинской линии метрополитена вблизи вокзала «Новосибирск – Западный» предусмотрено транспортным разделом Генерального плана города Новосибирска за расчетным сроком 2030 года. Разработка проектно-сметной документации на строительство указанной станции метрополитена не начата», – уточнили в мэрии.
Кадровый дефицит и массовые увольнения
«ФедералПресс» уже сообщал о кадровом дефиците в сфере общественного транспорта в Новосибирске. В мэрии рассказали, как город преодолевает эту проблему:
- 50 человек проходят профессиональную подготовку по профессиям «Водитель трамвая», «Водитель троллейбуса» за счет средств областного бюджета;
- увеличен план приема по программе профессиональной переподготовки «Водитель автомобиля категории «Д» за счет средств областного бюджета;
- проводятся профориентационные мероприятия для учеников школ и ссузов для популяризации профессий водителей наземного общественного транспорта;
- разрабатываются образовательные программы профессиональной переподготовки водителя автомобиля с категорией «В» на категорию «Д»;
- размещаются вакансии в интернете и СМИ;
- налажено взаимодействие с Центром занятости и с учебными заведениями;
- на базе МКП «Новосибгортранс» за счет предприятия ведется обучение на категорию «Д» водителей, имеющих водительское удостоверение категории «В»;
- ежегодно проводятся конкурсы водительского мастерства.
Впрочем, профессия водителя по-прежнему не считается престижной, признают в администрации. Так, за первый месяц 2024 года в Новосибирске трудоустроилось 57 водителей автобусов, троллейбусов и трамваев, но уволилось 48 человек.
«На сегодняшний день все автотранспортные предприятия испытывают нехватку водительского состава, в том числе по причине невостребованности данной профессии у молодых людей. Для соблюдения норм труда и отдыха, а также обеспечения безопасной перевозки пассажиров, перевозчики вынуждены корректировать работу в зависимости от кадрового пополнения», – уточнили в ведомстве.
Как улучшают условия для водителей?
Одним из решающих факторов является зарплата. Ее индексация производится ежегодно, решить кадровую проблему это не помогает. Поэтому в нынешнем году повышение оклада планируется еще раз во втором полугодии. Впрочем, доходы каждого водителя считаются индивидуально, исходя из отработанных часов.
Также в Новосибирске для улучшения условий труда водителей в 2023 году было установлено 36 новых туалетов на остановочных пунктах. Уборные поставили за счет бюджета муниципального учреждения города Новосибирска «Городской центр организации дорожного движения» (далее – МБУ «ГЦОДД»).
Фиктивные «мертвые» маршруты
Количество действующих маршрутов в Новосибирске сокращается, а на тех, которые продолжают действовать, нередко уменьшается количество автобусов, признают в мэрии. Часто решение принимает перевозчик, решивший, что обслуживать конкретное направление стало бесперспективно. В результате в городе есть несколько маршрутов, которые числятся в реестре, но фактически на них нет ни одной единицы транспорта.
«На сегодняшний день включены в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Новосибирска, но вакантны и не обслуживаются в связи с отсутствием перевозчиков автобусные маршруты: № 25 «Белые росы – Затулинский ж/м», № 35 «Новосибирский автовокзал-Главный – ул. Дюканова», № 91 «Затулинский ж/м – ул. С. Кожевникова», маршруты маршрутного такси № 12 «вокзал «Новосибирск-Главный» – ЖК «Радуга Сибири», № 32 «ул. Водозабор – м. «Студенческая», – рассказали в администрации.
Как рассказал редакции «ФедералПресс» дорожный эксперт Александр Стефанов, улучшение в сфере транспорта Новосибирска происходит за счет таких проектов, как «Безопасные качественные дороги», где в финансировании участвует федеральный бюджет. Строительство четвертого моста в Новосибирске также в основном идет за счет этого источника.
«В этом году будет формироваться программа по продлению у нас проекта «БКД» («Безопасные качественные дороги»), что также даст толчок для дальнейшего финансирования из федерального бюджета проектов по ремонту и строительству дорог», – сказал эксперт.
Стефанов отметил, что для Новосибирской области также важно заниматься проектированием соответствующих документов и проектно-сметной документации.
«Под лежачий камень вода не течет. Когда у нас документы некачественно подготовлены, то запрашивать финансирование невозможно. Поэтому спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Многое зависит от местного развития и проектирования», – считает Стефанов.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Ломакина
Эксклюзивы «ФедералПресс»