Для одних Дзен стал источником новостей, для других – источником вдохновения, для третьих – источником дохода. Сервис развивается и предлагает все новые форматы контента. О том, как развиваться вместе с ним – и пользователям, и блогерам, и СМИ, и бизнесу – в беседе с «ФедералПресс» рассказала директор по новым инициативам VK Мария Добромильская.
Какие рекомендации по работе с каналами в Дзене вы можете дать?
Как правило, нет однозначного ответа на этот вопрос. Нельзя сказать: «Сейчас мы поедем направо, потом повернем налево». Но есть основные рекомендации, как работать с каналом и его содержанием – как для медиа, так и для брендов.
Первое – решает контент. Определитесь, что вы пишете или снимаете и для кого. Поэтому основной вопрос, который я задаю брендам, – кто ваша аудитория и что вы хотите ей дать. И не всегда на этот вопрос могут сразу ответить.
Второе – важно экспериментировать с форматом контента. Одна определенная статья может откликнуться у целевой аудитории. Но если написать что-то похожее, это уже не сработает так же эффективно. В Дзене есть разные форматы, и этим нужно пользоваться. Если изначально на платформе были только статьи и посты, то сейчас добавились длинные и короткие видеоролики. Кстати, видео и тексты в Дзене практически сопоставимы по среднему времени смотрения. В 2023 году 60 % всего времени, проведенного в контенте, пришлось на статьи и посты, а 40 % – на длинные видео и короткие ролики.
Третье – важна регулярность публикаций. Это универсальное правило практически для каждой контентной платформы.
Четвертое – упаковка, или оформление канала. В Дзене мы дали авторам возможность менять обложки, если у них есть 500 подписчиков и более. Это на самом деле важно. На обложку обращают внимание, ассоциируют с каналом.
Пятое – не нужно бояться призывать аудиторию подписаться на канал. Я часто слышу от представителей бизнеса, что они стесняются это делать, однако работать с потенциальными подписчиками очень важно. В итоге они могут стать лояльной аудиторией, которая будет приходить за контентом именно к вам.
Как работают рекомендательные алгоритмы Дзена?
Вы работаете на то, чтобы привлечь к себе читателя. Рекомендательные алгоритмы Дзена учитывают миллионы сигналов от пользователей, чтобы предложить им актуальный и интересный контент. Они учитывают, как часто аудитория потребляет ваш контент и как много времени она проводит на канале. Помимо этого, система оценивает взаимодействие со всеми форматами сразу: если пользователю понравилась статья, рекомендательные алгоритмы предложат ему не только тексты на эту тему, но и видео.
Пользователи приходят на канал за дополнительной ценностью. Поэтому важно учитывать не только работу алгоритмов, но и изучать потребности и интересы целевой аудитории, чтобы публиковать те материалы, которые вызовут отклик. Если ваши читатели любят лонгриды – публикуйте их, если видео – сделайте фокус на этот формат. Пользователи в Дзене могут посмотреть, почему алгоритмы им предложили ту или иную публикацию. Это будет связано с тем, что они подписаны на схожий по тематике канал или лайкали похожий материал.
В Дзене есть вкладка «Тренды». Это не персональная рекомендация, а то, что популярно на платформе сегодня, то, что больше всего интересует пользователей в тематике. Все публикации выбираются алгоритмом по определенному набору сигналов. Кроме стандартных позитивов от пользователей в виде лайков, дочитываний и сохранений, алгоритмы учитывают и аналитические данные о трендах. Один из таких – динамика поисковых запросов.
Каковы планы по развитию Дзена в дальнейшем?
Мы продолжим развивать платформу для бизнеса, авторов и пользователей. Первое изменение, которое уже произошло, – интерфейс. Страницы каналов в Дзене стали шире, и подписчики теперь видят больше контента. Вместо единой ленты появилось несколько разделов по форматам: «Статьи», «Видео», «Ролики», «Подписки». Мы это сделали для удобства и навигации пользователей. Например, я прихожу вечером домой и понимаю, что хочу отдохнуть под интересный видеоролик. И для того чтобы найти его, мне достаточно просто перейти в соответствующую вкладку.
Мы планируем расширить поддержку бизнеса, который развивается на платформе. Это касается и подготовки контента, и развития инструментов продвижения. Сейчас на площадке есть один формат продвижения для текстов – «Промо в Дзене». Он работает на базе технологий платформы VK Реклама. В скором времени инструментов станет больше.
Ну и, конечно, мы продолжим делать ставку на эксклюзивный контент: в прошлом году у нас уже вышло более 170 выпусков 15 авторских шоу.
Если говорить о видеоконтенте, то какие его форматы заходят лучше?
Раньше многие гнались за коротким вертикальным контентом, однако мы видим, что аудитория отлично вовлекается и в длинные видео. Бизнесу мы тоже, как правило, рекомендуем создавать ролики в разных форматах, исходя из задач.
Как вы считаете, могут ли нейросети заменить человека при создании контента?
Сейчас с технологиями искусственного интеллекта работают практически все, мы не исключение. Генеративный ИИ способен не только решать рутинные задачи, но и создавать изображения и тексты на базе набора данных и готовых примеров. Но сам по себе ИИ не креативен и не способен работать без человека.
Советуем также почитать материал «ФедералПресс» о том, что необходимо знать о маркировке рекламы в интернете.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин