Директору Центрального музея Великой Отечественной войны (Музей Победы) Александру Школьнику 25 марта исполнилось 60 лет. Общественник и журналист возглавляет музей с 2017 года. «ФедералПресс» рассказывает, как изменилось это государственное учреждение, какую роль оно играет в патриотическом воспитании и почему молодежи важно знать свою историю.
«Место постоянного притяжения людей»
Построить в столице мемориально-музейный комплекс в честь победы СССР в Великой Отечественной войне предложил Георгий Жуков – маршал СССР и четырежды Герой СССР. Музей начали строить в 1985 году. Официальное открытие мемориально-музейного комплекса состоялось 9 мая 1995 года.
Александр Школьник стал директором Музея Победы в апреле 2017 года.
До своего назначения общественник много работал в сферах, так или иначе связанных с детьми: был продюсером детского вещания на Первом, создал творческое объединение «Юнпресс», ориентированное на творческое развитие молодежи, а также Лигу юных журналистов России. Школьник знал, чего хотят дети и как заинтересовать их какой-либо темой. Неудивительно, что с его приходом на пост директора в Музее началась активная реализация детских образовательных проектов, а школьники активно потянулись не только в столичный музей на Площади Победы, но и в его филиалы в Красногорске, Жукове и деревне Хорошево подо Ржевом, музей Г.О.Р.А. в Москве.
Так, в 2021 году число юных посетителей Музея и его филиалов составило почти 200 тысяч.
Мы так стараемся перестраивать общение с детьми, чтобы им было интересно, поэтому появляются образовательно-исторические квесты, интерактивные экскурсии и экскурсии-квесты, викторины, кинолектории и другие современные формы взаимодействия», – сказал Школьник в мае 2022 года.
Интерес детей к Музею Победы неудивителен. Во-первых, он представляет собой крупнейший в России музейный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне.
Масштаб Музея Победы и его открытых площадок:
- 110 тысяч квадратных метров экспозиции;
- более 400 тысяч образцов военной техники;
- более 300 тысяч музейных предметов в архивах.
Во-вторых, за последние несколько лет появилось много проектов и экспозиций, которые прививают школьникам интерес к истории подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывают важность сохранения исторической памяти.
«Нам важно, чтобы люди приходили сюда не только 9 Мая и в другие праздники, но чтобы наш музей был местом постоянного притяжения людей – семей с детьми, школьников, молодежи, патриотических движений, да и вообще всех, кто неравнодушен к истории», – говорил Школьник в интервью.
Он подчеркивал, что задача Музея – пробиться сквозь информационную дымовую завесу к сердцу и сознанию молодого человека.
Конечно, музей популярен не только среди детей, но и среди людей всех возрастов. Школьник отметил, что 9 Мая в музей приходят по 150 человек за день.
Масштабное хранилище народной памяти
Из года в год в Музее Победы появляются новые проекты и экспозиции. В 2020 году он обрел свой всенародный исторический архив. Был запущен проект «Лица Победы», который пополняется информацией о людях, внесших свой вклад в победу. К 9 Мая 2020 года была открыта экспозиция «Подвиг народа», рассказывающая о сферах жизни людей в годы Великой Отечественной войны.
«Наша цель – достучаться до ребят, которые пока еще не вовлечены в патриотическое движение, которые мало знакомы с историей войны», – подчеркивал директор Музея Победы.
В 2020 году был открыт Ржевский материал Советскому солдату. Его создали по инициативе ветеранов и построили на народные деньги. В структуру этого комплекса вошел павильон – Ржевский филиал Музея Победы.
Активное сотрудничество Музей ведет с коллегами из Беларуси. Так, вместе с мемориальным комплексом «Брестская крепость-герой» была создана выставка, «22.06.1941. Трагедия. Мужество. Подвиг», которую увидели в 36 музеях по всей России.
К 80-летию начала контрнаступления советских войск под Москвой была открыта экспозиция «Битва за Москву. Первая Победа!», в которой были представлены 1500 предметов этого периода. Школьник подчеркивал, что экспозиция в первую очередь рассчитана на детей, которые смогут ощутить себя настоящими потомками тех, кто защищал СССР в годы Великой Отечественной войны.
Особая роль Музея в нынешних реалиях
С 2019 года Музей Победы развивает программу «Школьный Музей Победы», направленную на поддержку и развитие музеев в школах. Кроме этого, работает Детский центр, в рамках которого создано единое пространство для гражданско-патриотического воспитания школьников по всей России. Также развивается программа «Территория Победы», она объединяет более 250 военных музеев из России и зарубежных стран.
В интервью «Аргументам недели» Школьник отмечал, что в 2023 году провел более 23 тысяч экскурсий, многие из них были разработаны специально для школьников. Всего в прошлом году число посетителей Музея Победы превысило 1 млн 350 тысяч человек.
«Говоря о нашей выставочной деятельности, хочу подчеркнуть, что мы хорошо понимаем особую роль нашего музея в сегодняшних реалиях. И стараемся делать выставки, отвечающие запросам времени», – сказал он.
Молодежь проникается идеей Победы
Народный артист России Игорь Бутман заметил в беседе с «ФедералПресс», что Музей Победы зажил новой жизнью под руководством Школьника.
«Музей стал более привлекательным для посетителей. Не просто сухие иллюстрации. Школьник вложил жизнь в это, создал мощный попечительский совет, пригласил разных людей принимать участие в жизни музей, поэтому все преобразилось», – заметил Бутман в беседе с «ФедералПресс».
По его мнению, деятельность музея в просвещении подростков неоценима. Бутман подчеркнул, что Школьник очень творчески подошел к развитию Музея Победы.
«Он сделал так, что когда заходит молодежь – юноши и девушки, – то они проникаются идеей того, сколько было отдано, чтобы была победа, чтобы мы говорили на русском языке и чтобы нам не надо было отдавать все лучшее, что у нас было, другим», – подчеркнул народный артист России.
Он заметил, что память о тех героях, которые отдали жизни за светлое будущее, очень важна. По его словам, сейчас россияне живут благодаря подвигу тех людей, о которых сделан музей.
Генеральный директор концерна «Мосфильм», режиссер и общественный деятель Карен Шахназаров в беседе с «ФедералПресс» назвал Музей Победы крайне интересным для молодежи.
«Я сам бывал там неоднократно. Даже я, человек, достаточно сведущий в истории, очень много интересных фактов для себя обнаружил. Музей прекрасно сделан, с выдумкой. И мне кажется, что он играет большое значение для молодого поколения и привития ему гордости за Родину», – сказал Шахназаров «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский, Елена Сычева