В Перми на предстоящем пленарном заседании городской думы, которое состоится 26 марта, депутаты должны утвердить проект изменений в правила благоустройства, которые касаются ограничений на парковку для средств индивидуальной мобильности (СИМ). К ним относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные транспортные средства. Ранее изменения поддержали члены профильного комитета гордумы. Городские власти хотят дополнить правила благоустройства разделом, который предусматривает, что СИМ на территории общего пользования должны размещаться только на велосипедных парковках, а в центральном планировочном районе парковку для электросамокатов запретят. «ФедералПресс» узнал, с чего началась эта история, изучил мнения сторонников и противников инициативы.
В конце февраля мэрия внесла соответствующие поправки в проект изменений правил благоустройства, а в начале марта на ее сайте появился проект постановления о расходном обязательстве на перемещение на штрафстоянки незаконно припаркованных СИМ. В этом году на вывоз и перемещение электросамокатов на штрафстоянку планируется выделить 4,3 млн рублей из городского бюджета. Вопрос об установлении расходного обязательства и штрафах для нарушителей также планируется обсудить на предстоящей пленарке городского парламента.
Подготовка почвы
Этим событиям предшествовало широкое общественное обсуждение проблемы «гонщиков на самокатах», которое началось еще в прошлом году. Чтобы подготовить поправки в правила благоустройства, мэрия Перми начала изучать мнения горожан. Так, в конце октября городские власти предложили пермякам принять участие в опросе по поводу регулирования работы кикшеринга (сервиса проката электросамокатов), сославшись на то, что летом в мэрию поступило много жалоб на недисциплинированное поведение самокатчиков. Они устраивают гонки по улицам и оставляют транспортные средства на тротуарах, затрудняя тем самым движение пешеходов. В городской администрации также заявили, что пользователи СИМ совершают ДТП, когда на большой скорости сбивают пешеходов, или сами попадают в аварии.
В опросе было три варианта: 1) введение штрафов для компаний, нарушающих требования по размещению электросамокатов в непредусмотренных для этого местах; 2) ограничение территорий, где разрешено передвижение на электросамокатах, и установление ограничения на их скорость; 3) полный запрет на прокат электросамокатов в Перми.
В голосовании приняли участие более 2,9 тысячи горожан, из которых 12,36 % посчитали, что нужно усилить контроль соблюдения правил благоустройства и штрафовать операторов, которые предоставляют услуги проката в неположенных местах. Другие 31,8 % респондентов выбрали вариант с ограничением зоны, где возможно движение на электросамокатах и снижение скорости их передвижения. Вариант запрета работы сервисов по прокату выбрали более половины (55,84 %) опрошенных.
Выслушать мнения, но сделать по-своему
После опроса городские власти дважды провели публичные слушания – в декабре 2023-го и начале февраля этого года.
Процедура публичных слушаний считается одной из форм участия жителей в осуществлении местного самоуправления, она проводится для обсуждения проектов муниципальных правовых актов и по вопросам местного значения. Во время таких слушаний чиновники доводят до горожан информацию о каком-либо градостроительном решении либо изменениях, а жители высказывают свои замечания и предложения. Хотя эта процедура и обязательная, но она больше носит формальный характер и не влияет на принятие решений. Так вышло и на публичных слушаниях по регулированию СИМ.
При первом обсуждении, на которое пришли чиновники, депутаты, журналисты и общественные активисты, многие участники высказали мнение, что те изменения по работе сервисов кикшеринга, которые предлагают власти, носят «запретительный» и преждевременный характер, потому что направлены не на развитие этого вида транспорта, а на ограничения, при этом никакая альтернатива не предлагается. В свою очередь представители общественности предложили направлять электросамокатчиков по велодорожкам, чтобы урегулировать движение СИМ.
Более подробно о предлагаемых изменениях в работе сервисов по прокату электросамокатов чиновники рассказали уже на вторых публичных слушаниях.
Представленный на обсуждение проект мэрии предполагал размещение СИМ исключительно на велопарковках в положении стоя на колесах, параллельно стойке крепления или разметке. При этом в центральном планировочном районе Перми предлагалось ввести запрет на стоянку для электросамокатов даже на велопарковках. Транспортные средства, припаркованные с нарушениями, будут вывозить в места временного хранения, а пользователей ждет акт об административном правонарушении. Чтобы получить СИМ обратно, владелец должен будет предъявить на него права и оплатить расходы, затраченные на транспортировку. Аналогичная мера сейчас применяется к автомобилистам, когда их отправляют на штрафстоянку за парковку в неположенном месте.
Статистика, травматизм и культура вождения
Замначальника департамента дорог и благоустройства Перми Елена Мамонова рассказала, что в прошлом году в городе было зарегистрировано более 150 тысяч пользователей электросамокатов, из них активных пользователей порядка 50 тысяч человек.
По словам начальника отделения пропаганды ГИБДД Перми Владимира Яцука, в прошлом году зарегистрировано 76 происшествий с электросамокатами. В этих ДТП погиб один человек, причем сам пользователь электросамоката. Травмы же получил 81 человек.
Согласно статистике, большинство (70 %) ДТП случилось с арендованными самокатами. За год в 22 дорожных происшествия участвовали дети, травмы получили 26 несовершеннолетних.
По количеству ДТП с участием СИМ в 2023 году Пермский край занял второе место среди регионов РФ. Всего было зарегистрировано 2147 нарушений ПДД, которые допустили пользователи электросамокатов.
В ГИБДД считают: в Перми основная проблема с СИМ в том, что самокатчики наезжают на пешеходов там, где главным является именно пешеход, и страдают больше всего дети и пожилые люди, которые получают травмы ног и головы.
Сторонниками запрета выступили также и представители городских ТОСов. Они считают, что электросамокаты опасны как для пешеходов, так и для самих водителей СИМ.
В свою очередь все эти аргументы раскритиковали общественные активисты, представители экосообщества и владельцы кикшеринга. Все они сошлись во мнении, что главные проблемы с СИМ в Перми – это культура вождения и отсутствие необходимой инфраструктуры для эктросамокатов, а не сами средства индивидуальной мобильности.
В частности, координатор сообщества «Слушай соловья», пермская экоактивистка Надежда Баглей привела такой факт: велосипеды и самокаты – «экология, миллионы транзакций и поездок, которые заменяют автобусы и автомобили, снижая пробки». И если власти введут ограничения, то пользователи электросамокатов пересядут на автотранспорт. Она также обратила внимание на Транспортную стратегию № 3363-р в РФ, в которой прописано, что СИМ необходимо интегрировать в транспортную систему российских городов.
Другие участники высказались за научный подход и против манипуляций цифрами. Например, за год в Перми от автомобилей пострадали 300 пешеходов (почти в 8 раз больше, чем от самокатов), а погиб 21 пешеход, при этом от электросамокатов ни одного. В целом же в России за прошлый год по вине самокатчика погиб один пешеход, а от автомобилей – 2190.
К тому же запрет на парковку в центре города фактически означает отсутствие возможности приехать на самокате, потому что пользователям его попросту негде будет оставить, либо штраф за парковку в неположенном месте.
Представители сервисов кикшеринга привели в пример цифры. Так, в прошлом году аудитория сервиса Whoosh составила 160 тысяч пользователей, которые совершили 3 млн поездок. Из них доля транспортных поездок (то есть тех, которые пользователи совершают из точки А в точку Б) составила 89 % от этой цифры. Предприниматели обратили внимание, что во многих российских городах уже вводится практика по ограничению скорости в парках и на набережных, запрещается заезжать на территорию школ и детских садов. Также обсуждаются и другие предложения для снижения случаев травматизма, однако запрещать целый район – сомнительный сценарий, так как это ограничит права жителей. К тому же, по мнению владельцев сервисов кикшеринга, непонятно, каким образом проблема с ДТП коррелирует с предложением запрета парковки СИМ в центре города.
По мнению бывшего руководителя пермского отделения фонда «Городские проекты», общественного активиста Ростислава Толмачева, попытки дальнейшего продвижения идеи по запрету самокатов в центре Перми «показывают всю антиобщественную направленность этой идеи».
«На публичных слушаниях 9 февраля абсолютное большинство спикеров высказалось против запрета и лишь один представитель общественности поддержал его, однако власти не учитывают мнения общества в этом вопросе и продолжают продавливать свои идеи», – считает он.
Общественник обратил внимание на тот факт, что в теплое время года на электросамокатах до работы ездят сотрудники заводов и офисов, студенты – на пары и по делам, а курьеры развозят продукты на дом семьям с детьми. Но чиновники «ориентируются не на этих жителей Перми, а лишь на себя». Деньги, которые мэрия планирует выделить на эвакуацию электросамокатов, припаркованных в неположенных местах, можно было бы направить, например, на нанесение разметки для парковки самокатов, как это сделали в Тюмени, полагает общественный активист.
Подводя итоги публичных слушаний, мэрия под разными предлогами отклонила большинство поступивших предложений.
Теперь если депутаты гордумы на мартовской пленарке примут поправки в правила благоустройства, которые касаются ограничений на использование СИМ, то Пермь может стать первым крупным городом в стране, где будет полный запрет на пользование электросамокатами в пределах центра.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина
Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова