После поправок в Конституцию 2020 года у Государственной думы появились новые функции. Теперь парламент будет принимать непосредственное участие в формировании кабинета министров, который появится в РФ после инаугурации главы государства. Почему возникла необходимость в изменениях – об этом в интервью «ФедералПресс» рассказал депутат Госдумы, зампредседателя Комитета по информационной политике Олег Матвейчев.
Олег Анатольевич, добрый день! В 2020 году были внесены изменения в Конституцию, и теперь Госдума будет по-новому утверждать кабинет министров. Почему нужно было отказаться от старого механизма, в чем задумка президента?
— Действительно, в результате поправок в Конституцию, которые мы вносили, за которые голосовали, часть полномочий президента отошла Госдуме. Задумка состояла в том, чтобы министры были более настроены на работу с Думой и приучались к практике публичных отчетов.
Министры, вице-премьеры должны понимать, если их работа не нравится обществу, это может серьезно осложнить их будущую карьеру. Поэтому депутаты Государственной думы регулярно принимают правительство, лидеры фракций встречаются с премьер-министром.
А зачем министрам быть популярными? Они возглавляют профильные ведомства и выполняют поручения главы государства. Тем более министр иностранных дел – достаточно известный в стране человек.
— Конечно, но не надо работать только ради отчета.
Напомню, что в прежние времена многие министры вообще не занимались вопросами своей популярности или непопулярности, пользы или вреда. Они работали ради отчета, ради того, чтобы показать свою работу президенту.
А лидеру страны не хватит времени слушать все отчеты всех министерств, поэтому его надо было в этом разгрузить.
Почему произошло такое разделение: Совет Федерации утверждает «силовиков», а Государственная дума – социально-экономический блок? В чем логика?
— Президент – фигура, ответственная за суверенитет, за безопасность государства. Он в первую очередь слушает доклады о защите государства. И такие вопросы часто бывают секретными.
Отдавать назначение «силового» блока Госдуме, взаимодействие с силовым блоком на уровне Госдумы я считаю нецелесообразным. Слишком много лишних людей и ушей для таких вопросов. Не все должны знать о тех вещах, которые будут предприниматься силовиками, а национальная оборона требует тишины.
Поэтому аргументы о том, что нужны публичные отчеты, прозрачность целей и задач, популярность в обществе подходят под экономику, но не подходят под работу военных и спецслужб.
Реально ли Госдума может отклонить кандидатуру министра, опротестовать?
— По закону – может. И если мы будем видеть непопулярных министров, чья работа вызывает вопросы, они тут же подвергнутся атаке со стороны оппозиционных фракций (Олег Матвейчев – депутат фракции «Единая Россия». – Прим. ред.). Это уже станет сигналом министрам, что и правящая партия может сказать им «нет».
Есть ли сегодня министры, которых Государственная дума бы не утвердила?
— Сегодня, насколько я знаю, нет министров, которых бы не утвердила Госдума. На протяжении года шли отчеты министерств и ведомств, и Госдума ставила им положительные и удовлетворительные оценки.
Мы видим, что несмотря на санкции, а до этого – на пандемию COVID-19, правительство неплохо справляется со своими задачами. Команда Михаила Мишустина, а она была сформирована прямо перед пандемией, очень хорошо справляется с вызовами. Лучше, чем правительства всех западных стран. Вряд ли имеет смысл сейчас очень сильно перетряхивать эту команду, которая сегодня демонстрирует очень высокий, мировой уровень.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Разговор с кабмином