Участники ДТП могут получить выплату до 400 тысяч рублей, если оформят автоаварию с помощью такого инструмента, как европротокол. С недавнего времени в России доступны специальные мобильные приложения, которыми могут воспользоваться водители, ставшие участниками ДТП. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Что такое европротокол?
Для начала определимся с терминами. Европротокол – это самостоятельное оформление участниками дорожной аварии извещения о ДТП без вызова сотрудника ГИБДД.
По словам начальника отделения пропаганды Госавтоинспекции по Перми Владимира Яцука, во-первых, это быстро, потому что не нужно ждать сотрудника полиции; во-вторых, просто, потому что все оформляется либо на бумажном бланке, либо в приложении.
Сегодня в российских регионах представление выплат регулируется в соответствии с ФЗ № 40 об ОСАГО.
Согласно данным, которые представили в Госавтоинспекции Прикамья, с 2013 по 2023 годы в регионе значительно снизилось количество ДТП, оформлявшихся без участия дорожных полицейских – с 42 658 в 2013 году до 7526 в 2023-м.
В каких случаях участники ДТП могут оформить европротокол?
Его можно оформить в тех случаях, когда в аварию попали два транспортных средства, у обоих водителей есть страховой полис ОСАГО, во время аварии нет пострадавших людей, а повреждение получили только автомобили. Но при этом не должно пострадать иное имущество. Например, если автомобиль во время аварии наехал на дорожный знак.
Извещение о ДТП можно оформить электронно (с помощью мобильного приложения) либо на бумажном бланке, который водитель может получить в страховой компании. Юридическую силу будут иметь оба извещения.
В процедуру европротокола входит также передача данных о ДТП в автоматизированную систему (АИС) ОСАГО. Независимо от того, каким образом было оформлено такое извещение (в бумажном или электронном виде), передача данных в автоматизированную систему АИС обязательна.
При наличии разногласий участники могут получить до 100 тысяч рублей, а при их отсутствии до 400 тысяч рублей.
Какие есть мобильные приложения для европротокола?
Сейчас в России действуют три приложения, с помощью которых водители могут самостоятельно оформить дорожно-транспортное происшествие, не дожидаясь полицию. Обязательное условие для любого из выбранных приложений – всю информацию надо отправить в автоматизированную систему (АИС) ОСАГО.
Первое – «ДТП. Европротокол». Это приложение подходит только для передачи фотофиксации и данных в АИС. Однако с его помощью нельзя оформить электронное извещение о ДТП – потребуется заполнение бумажного бланка.
Для передачи данных нужны смартфон с доступом в интернет, учетная запись на портале госуслуг хотя бы у одного участника аварии. Приложение удобно тем, что не нужно высылать данные обоим участникам, например, когда один из водителей, попавших в аварию, в принципе не пользуется смартфоном или у него нет при себе телефона с возможностью доступа в Сеть.
Второе приложение – «Госуслуги АВТО». Можно оформить электронное извещение (бумажный вариант не обязателен) об аварии, сделать фотографии аварии, составить схему ДТП и передать данные в АИС ОСАГО. Для оформления европротокола необходимы сам смартфон с доступом в интернет и учетные записи на портале госуслуг у обоих участников аварии.
«Помощник ОСАГО». Принцип такой же, как у предыдущего приложения.
Какой порядок действий при оформлении европротокола?
Вы попали в ДТП. Что нужно сделать в первую очередь, чтобы понять, можно ли оформить европротокол, и какой должен быть порядок ваших действий?
1. Убедиться, что все условия европротокола соблюдены.
2. Решить, с помощью какого приложения он будет оформляться.
3. Проверить предзаполненную информацию «Помощник ОСАГО» или «Госуслуги Авто».
4. Обменяться данными о полисах ОСАГО с другим участником аварии.
5. Узнать время и место ДТП, сфотографировать расположение автомобилей.
6. Нарисовать схему ДТП и сфотографировать ее через приложение.
7. Дождаться уведомления, что извещение зарегистрировано и ему присвоен уникальный номер.
8. Сфотографировать повреждения автомобилей с помощью приложения и дождаться уведомления, что фотоматериалы переданы и им присвоен уникальный номер.
В ГИБДД обращают внимание на то, что водители, ставшие участниками дорожной аварии, должны помнить о правилах фотофиксации. Необходимо сделать не менее трех снимков, чтобы получились «объемные» фотографии – с привязкой к домам и каким-то отдельным объектам. Также нужно сфотографировать отдельно полученные повреждения: дверь, капот, багажник и т. д. Важно, чтобы читался государственный регистрационный знак. После загрузки фотографий нужно дождаться уведомления о передаче данных. Только после этого можно считать, что заявка в АИС отправлена.
Одно из самых важных условий оформления европротокола – все необходимо сделать в течение 60 минут с момента ДТП. Допустим, если авария произошла в 15:00, то до 16:00 необходимо уже отправить всю информацию в АИС. Как правило, в среднем на оформление уходит около 30 минут.
От чего зависит лимит выплаты?
На лимит выплат влияют два фактора: были ли переданы данные в АИС ОСАГО и есть ли разногласия у участников ДТП.
В первом случае не влияет на выплаты то, каким способом было оформлено извещение о дорожно-транспортном происшествии, (электронное или бумажное), и то, через какое приложение были переданы данные.
Во втором случае, если участники ДТП через мобильное приложение оформили электронное извещение, но не передали данные в АИС ОСАГО, выплата не может быть более 100 тысяч рублей (и только при отсутствии разногласий).
Если в приложении произошел технический сбой, то нужно сделать скриншот о времени, когда произошла ошибка (например, при загрузке фотографий), чтобы в дальнейшем можно было оспорить и предоставить доказательства, что извещение заполнено, но из-за технического сбоя «зависло».
Ранее «ФедералПресс» писал, что в некоторых российских регионах сложилась практика заработка на дорожно-транспортных происшествиях. Например, такая схема используется в Нижегородской области, где прибыль от произошедшего ДТП идет не пострадавшему на ремонт автомобиля или возмещение понесенных убытков, а в карман третьего лица – предпринимателя, выкупившего право требования возмещения ущерба. Примечательно, что такая лазейка есть в законодательном поле. О том, как это происходит, читайте в материале «Бизнес-империю на чужих ДТП построили автоюристы в Нижегородской области».
Фото: ФедералПресс / Максим Филиппович; Управление Госавтоинспекции МВД России по г. Перми
Инструкции «ФедералПресс»